babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Петербург. Дом инженеров путей сообщения. 1912-1913

Продолжим нашу прогулку по Бородинской улице. Среди зданий, стоящих на ней выделяется шестиэтажный дом под номером 6. Надпись на его фасаде, выдержаная в дореволюционной орфографии, гласит - "Дом инженеров путей сообщения".
 
Идея создания такого дома, где располагался бы клуб для инженеров путей сообщения, а приезжие инженеры могли бы снимать квартиры по доступной цене, возникла еще в конце XIX-го века.
 
Непосредственным поводом для создания такого здания послужило столетие Института инженеров путей сообщения, которое наступало в 1909 году. Дом этот, построенный на средства выпускников института, послужил бы своеобразным памятником к юбилею.
  
 
Кампания по сбору средств началась в 1907, но собрать средства к намеченному сроку не успели. Поэтому в 1909 году пришлось ограничиться выработкой устава товарищества «Дом Инженеров Путей сообщения», а строительство здания началось в 1912 году.
 
 
Для строительства здания был приобретен участок на свежепроложенной Бородинской улице. На выбор места строительства повлияла его близость к Министерству путей сообщения и Институту инженеров путей сообщения (расстояние до них составляло 1,5 километра), что было важно в те годы, когда большинство населения перемещалось по городу пешком.
  
Автором проекта стал инженер путей сообщения А. А. Барышников. Как архитектор он всегда старался следовать архитектурной моде. Так, в 1899 году он оформил в стиле модерн фасад доходного дома, принадлежавшего его отцу, создав один из первых доходных домов в этом стиле. 
 
Но в 1912-м году мода уже изменилась, и Барышников оформляет Дом инженеров в стиле неоклассицизма. Два нижних этажа здания, покрытых рустом, трактованы как цоколь, а три верхних объединены ионическими пилястрами, над которыми располагается широкий фронтон.
 
На первом этаже здания находились магазины и техническая контора С. Д. Каценеленбогена, занимавшаяся установкой газовых колонок, устройством электрического освещения и сигнализации. Второй этаж был занимал клуб инженеров-путейцев. В клубе, открывшемся в ноябре 1913 года, был большой двусветный зал, к которому примыкали фойе и ресторан. А в 1914 году там же открылся кинематограф.
  
 
На третьем и четвертом этажах располагались правления Армавир - Туапсинской железной дороги и  Северо-Донецкой железных дорог, а на пятом - правление Общества предохранения дерева. Оставшаяся часть пятого и шестой этаж были отданы под меблированные комнаты для инженеров-путейцев.

 
В 1918 году в здании разместился Техникум железнодорожного транспорта. В советское время он носил имя Ф. Э. Дзержинского, присвоенное в 1923 году по просьбе преподавателей и учащихся техникума и с личного согласия Дзержинского.
 
Изменился и внешний вид здания. От восседающего в лавровом венке двуглавого орла, украшавшего фронтон до революции, в советские годы оставили только крылья, лапы и хвост, а вместо туловища и голов разместили эмблему инженеров-путейцев (подробнее рассмотреть преобразования эмблемы можно здесь)
 
Tags: Барышников А. А., Дореволюционная архитектура, История, Петербург
Subscribe
promo babs71 14:46, sunday 6
Buy for 100 tokens
1 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Богословское кладбище". Богословское кладбище находится на окраине Петербурга. Хотя оно ведет свою историю с 1844-го года, дореволюционные захоронения на нем не сохранились. Тем больший интерес представляют захоронения советских и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments