
Первоначальное название этой усадьбы было "Кир и Иоанново". Название это было связано с тем, что именно в день святых Кира и Иоанна взошла на трон Екатерина II (при немалом участии и самой Дашковой). Но труднопроизносимое "Кир и Иоанново" быстро превратилось в Кирьяново.


Первоначально усадьба имела в плане прямоугольную форму. Но в 1777 году она сильно пострадала от наводнения, и в 1873-1874 году было построено новое, каменное здание.


Точный автор проекта усадьбы неизвестен. В свое время ее приписывали авторству Д. Кваренги, но Дашкова в своих мемуарах пишет, что разработала план усадьбы сама. Не исключено, что Дашкова, разрабатывая план усадьбы консультировалась у какого-либо архитектора (возможно, того же Кваренги).


Усадьба имеет в плане форму подковы. В центре находится трехэтажное главное здание, украшенное портиком с четырьмя ионическими колоннами.


К ней примыкают два одноэтажных флигеля, соединенных с главным корпусом дугообразными переходами:


Подобная планировка породила в народе легенду о том, что якобы Екатерина II и Дашкова потеряли / нашли в этом месте подкову, и в честь этого события и была основана усадьба.


Но вернемся к нашей кровавой истории. Заключалась она в следующем: две свиньи, принадлежавшие сенатору Нарышкину, на свою беду забрели в Кирьяново, где и были по личному приказу Дашковой зарублены "за потраву".

Екатерина II узнала об этом происшествии через день. Как писал секретарь императрицы Храповицкий: "Смеясь сему происшествию, приказано скорее кончить дело в суде, чтобы не дошло до смертоубийства". Суд постановил взыскать с Дашковой "за те убитые свиньи" 80 рублей, на чем инцидент и был исчерпан.
Journal information