babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Петербург. Кинематограф "Ассамблея". 1913.

Среди домов, расположенных на узенькой улице Лизы Чайкиной (бывшей Гулярной улице), особое внимание обращает на себя эффектный дорический портик, украшающей дом под номером 2. Это - бывший кинематограф "Ассамблея" А. Е. Медведева.
 
Здание это было построено в 1913-м году по проекту архитектора Ф. А. Корзухина, и могло одинаково успешно использоваться как в качестве кинотеатра, так и в качестве обычного театра.

В 1918-м году в здании разместился 1-й Пролетарский театр. Как вспоминал актер Н. Радошанский: "Вместительный зал с хорошо оборудованной сценой прельстили меня. Взвод солдат, мастеров на все руки, помог мне в короткий срок привести зрительный зал и сцену в полный порядок. Вскоре на Гулярной улице начал работать театр. Постоянную труппу тогда набрать было невозможно. Приходилось привлекать случайных актеров, свободных от спектаклей в своих театрах".

Впрочем, несмотря на "пролетарское" название, культуру театр представлял вполне буржуазную. Вот, например, одна из афиш, датированная октябрем 1918 года: Два интимных вечера в театре Ассамблея в воскресенье и понедельник 13 и 14 октября 1918 года, ровно в 7 1/2 вечера. После концерта до 3 ч.ночи оживленный бал-монстр. Беспрерывные танцы. Танцами дирижирует Вова Вербицкий. Волны серпантина. - Бой конфетти. = Из отчисленных пайков красноармейцев вкусный и сытный ужин в буфете. Зав.художественной частью А.Дальский, Завед.театром Вовси-Тиллье.

Неудивительно, что в июне 1918 года помещение у 1-го Пролетарского театра попытался отобрать Пролеткульт. Вот как писала об этом Новая петроградская газета:
"Бывш. театр "Ассамблея" был предоставлен для устройства спектаклей 1-му Пролетарскому театру. Так как вместо спектаклей в этом театре устроили танцульку, то на этих днях Пролеткульт реквизировал этот театр от администрации 1-го Пролетарского театра, изгнал ее из помещения и взял театр в свое заведование..."
Однако, рейдерский захват помещения Пролеткульту не удался. 1-й Пролетарский театр занимал это здание до 1922 года (также здание использовалось и как кинотеатр).

Вот еще несколько афиш спектаклей, датированных 1919 годом:
С 3-го по 6 февраля 1919 г. Монопольно для Петроградской стороны. "Последняя встреча". Драма в 5 частях с участием Стрижевского
С 7-го по 10 февраля "Ее влекло бушующее море". Драма в 5 частях (фирма Ермольева) с участием Гайдарова, Панова и Гзовской.
Представлена будет пользовавшаяся весь сезон в Пассаже колоссальным успехом "Сибилла". Оперетта в одном акте. Главный режиссер А.Дальский, Завед.театром Вовси-Тиллье:

17 февраля 1919 г. "Искатель жемчуга". Художественная драма в 5 частях.
Бенефис премьера труппы Николая Радошанского. Новые цыганские романсы в лицах. - Концертное отделение с участием Полонского и Кованько. Главный режиссер А.Дальский, Завед.театром Вовси-Тиллье.

С 11 по 13 апреля 1919 г. художественная юбилейная картина в 2-х сериях, 10 частях с участием Веры Холодной "Сказка любви дорогой (Молчи, грусть, молчи)"
Изобретательный супруг. Комедия в 1 действии. - Танцы куклы. Интермедия в исполении Морской. Главный режиссер А. Дальский, Завед.театром Вовси-Тиллье.

Забавно, что всеми этими мероприятиями руководила Культурно-Просветительная Комиссия Петроградской артиллерийской воздушной обороны.
 
Впоследствии, театр был передан в качестве клуба фабрике "Светоч". В 1969 году он был серьезно перестроен (фактически, от него сохранился только неоклассический главный фасад). Одно время он находился в списке вновь выявленных памятников архитектуры, но в настоящее время он статуса памятника лишен (в связи с последствиями перестройки 69-го года). Впрочем, новый владелец (театр балета под руководством Бориса Эйфмана), планирует при перестройке сохранить фасад здания.
Tags: Дореволюционная архитектура, История, Корзухин Ф. А., Петербург
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments