babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Петербург. Петровские ворота. 1708, 1716-17

Как известно, Северная война началась для русских с "Нарвской конфузии". Шведы до сих пор охотно поют песни про то, "как пришел царь Петр, сам большой и войска как грязи, не щадя ни мужчин, ни женщин, ни детей в колыбели - пригласить фру Нарву на танец, а она не пошла. А насильно не вышло - защитники в крепости не отдали свою ингерманландку". Но слушая эти (честно говоря, довольно заунывные) песни, не будем забывать, что всего через четыре года "фру Нарва" сдалась Петру. В знак дефлорации "гордой ингерманландки", в 1705 году в Нарве по проекту Д. Трезини были воздвигнуты триумфальные Императорские ворота, декорированные скульптурами и гербом России. А в 1708 году Петр I распорядился перестроить по образцу триумфальных ворот в Нарве главные ворота Петропавловской крепости - Петровские:

Ворота первоначально имели каменную арку и деревянный верх, а в 1716-1717 годах под руководством Трезини ворота были перестроены в камне с сохранением прежних форм.

Аттик ворот украшает деревянный барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром", символизирующий победу русских над шведами.

В центре рельефа красуется Петр I в одеянии триумфатора, указывающий рукой на первоначальный, деревянный собор Петра и Павла:
В тимпане фронтона находится горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа.

На фронтоне стояли фигуры апостола Петра, двух ангелов с трубами и двух добродетелей - Благочестия и Надежды. Скульптуры и резьбу верхнего яруса выполнил немецкий резчик К. Оснер-старший.

В нишах ворот установили скульптуры (предположительно, они были созданы по рисункам французского скульптора Н. Пино), олицетворяющие благоразумие

и храбрость:

а по бокам, на отдельных постаментах - фигуры Марса и Нептуна. Над аркой ворот укреплен российский герб, первоначально выполненный из дерева. В 1720 году деревянный герб был заменен свинцовым, который отлил французский литейщик Ф. П. Вассу.
В 1722 году он был раскрашен и позолочен мастером А. Захаровым.

В волютах верхнего яруса расположены рельефы с воинскими доспехами.

В книге А. Г. Раскина указывается, что их автор - резчик П. Федоров, но в более свежей книге "Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район" Федоров указывается в качестве автора других рельефов, находившихся на нижнем ярусе ворот над нишами.
Чертеж 1766 года
Рельефы над нишами были установлены в 1730-м году, и сняты при ремонте в 1797 году, вместе со статуями Марса и Нептуна. А к середине XIX-го века были утрачены и статуи второго яруса. А в советское время двуглавый орел лишился большой императорской короны, которую вернули только в наши дни.
Tags: Война, Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Трезини Д.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments