Первый проект каменного Гостиного двора был создан архитектором А. Ринальди, однако одобрения не получил. Власти и купцы заспорили - за чей счет строить здание. Но после того, как было принято решение "гостиный двор строить казеным коштом", обер-архитектором императорского двора Ф. Б. Растрелли был разработан новый проект, высочайше утвержденный в 1757-м году:
Возможно, Гостиный двор был бы построен в стиле барокко, но из-за Семилетней войны средств в казне не было.
Попытки возложить реализацию этого проекта на купцов провалились, для них это здание было чрезмерно роскошным.
В результате, Большой Гостиный двор был построен по значительно более скромному проекту Ж-Б. Валлен-Деламота.
Однако, к концу 19-го века скромный и благородный классический облик здания вышел из моды. И в 1885-м году архитектор А. Н. Бенуа создает новый, более роскошный фасад здания, слегка напоминающий проект Растрелли:
Если бы не было Великой Отечественной войны, то вполне может быть, что Большой Гостиный двор выглядел бы так и сейчас. Однако, в дни Блокады здание сильно пострадало от бомб и снарядов.
Рассматривались разнообразные варианты восстановления и перестройки Гостиного двора (некоторые из них можно увидеть здесь: http://babs71.livejournal.com/117292.html#cutid1). Но, к счастью, было решено восстановить здание в исходном виде, что и было сделано в 1944-м году под руководством О. Л. Лялина.
Journal information