babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Питерский календарь. 15 апреля.

В этот день, 15 апреля 1942 года, в Ленинграде возобновилось движение пассажирских трамваев.
  
 
В декабре 1941-го года перестали ходить троллейбусы. Поскольку троллейбусный парк находился в районе завода «Электросила» и подвергался постоянным обстрелам, их поставили в конце Невского проспекта
 

и на бульваре Профсоюзов (Конногвардейском)
 
А 8 декабря 1941 года из-за нехватки электроэнергии встали и трамваи.
 
В конце зимы 1942-го года начались работы по восстановлению трамвайного движения. К 5-му марта 1942 года был закончен ремонт путей, предусмотренный первой очередью восстановительных работ. 
 
А 7 марта 1942-го в городе пошел первый, пока еще грузовой, трамвай. Вспоминает начальник трамвайно-троллейбусного управления М. Х. Сорока:
«В девятом часу вечера вместе с начальником службы движения Виталием Марковичем Немзером и еще несколькими специалистами я пришел на Загородный проспект. Тщательно обследовав «зимовщика», убедились, что все его оборудование в полном порядке.
Кто же поведет трамвай?
- Становись к контроллеру, - сказал я Виталию Марковичу.
Вижу, как от волнения он побледнел, изменился в лице. Взялся Немзер за ручку, осторожно повернул ее… А вагон стоит!
- Что случилось?! – удивился я. – Неужели на подстанции забыли о моем приказе подключить контактную сеть? Слетай-ка к ним мигом! – попросил шофера.
Жду, молчу, а мысленно поминаю лихом забывчивость энергетиков.
Машина возвращается:
- Говорят, что ток дали. Наверно, здесь что-то не в порядке…
Проверили еще раз мотор, бугель. Нормально…
Подлезли под вагон и … увидели, что колеса вагона за зиму так накрепко «спаялись» льдом с рельсами, что никакому мотору их не оторвать друг от друга.
Сразу чуть ли не десяток человек залезли под вагон и давай долбить лед. Из колеи выгребали его и лопатой, и голыми руками, так всем было невтерпеж поскорее увидеть движущийся трамвай.
Вновь занял место вагоновожатого Немзер. Теперь уже решительно повернул ручку. Мотор запел!
Столпившиеся за спиной Виталия Марковича принялись его обнимать, кто-то зааплодировал. Общему ликованию не было предела.
Двинулись по затемненному Загородному. Подъезжаем к Витебскому вокзалу. Справа по мостовой шагает рота солдат. Строй мгновенно сбился с ноги, старшина, вместо того чтобы рассердиться на своих бойцов, таращит глаза: трамвай ожил! <…> Солдаты закричали «ура!», и вверх полетели ушанки
».
Грузовые трамваи активно использовались при весенней очистке города.
 
 
А 15 апреля наконец начали движение и пассажирские трамваи.
 
Послушаем вновь людей, переживших Блокаду.
М. Х. Сорока, начальник Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека донесся трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педалей? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?
Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, - смотрите, радуйтесь, мы выжили!
»
Э. Аренин, участник обороны Ленинграда: «На углу улицы Гоголя какая-то старушка упала на колени и осеняла крестом медленно и торжественно двигавшийся вагон трамвая. И хотя «двенадцатый» был мне не по пути, я не мог отказать себе в удовольствии протолкнуться в переполненный вагон, купить билет и проехать хотя бы две остановки до угла Садовой. Здесь в моторный вагон вскочила девушка в ватнике и, расцеловав вожатую, улыбаясь, соскочила обратно».
В. И. Павлова, санитарка: «Я работала санитаркой в эвакогоспитале № 68 на углу Большой Пушкарской. Ни воды, ни света. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: «Ребята, победа! Ур-р-р-а! Ур-р-р-а!» … И полезли кто как мог к окнам. Оказывается, зазвенел трамвайный звонок и прошел трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте. Если бы вы видели, сколько было радости!».
Движение трамвая в Ленинграде больше не прерывалось, несмотря на бомбежки и обстрелы.
 
  
 
А закончить этот пост я хотел бы вот этой фотографией 1944-го года:
 
1944 год. Трамвай привез солдат, которые будут участвовать в полном снятии Блокады.

Tags: Блокада, Война, История, Петербург
Subscribe
promo babs71 14:46, sunday 6
Buy for 100 tokens
1 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Богословское кладбище". Богословское кладбище находится на окраине Петербурга. Хотя оно ведет свою историю с 1844-го года, дореволюционные захоронения на нем не сохранились. Тем больший интерес представляют захоронения советских и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →