“Плац-парад находился от моря по меньшей мере в ста километрах, но тем не менее из-за холма показалась боевая башня самого настоящего линейного корабля, а следом за ней - трубы и весь корпус гигантской бронированной машины, размером не меньше крейсера.
Из труб шел дым, как у былого морского судна. Боевые башни ощерились крупнокалиберными клыками, блестевшими на солнце.
<…>
Броненосец шел прямо на лес. Уже начали валиться первые деревья, но громада стали и бетона, не замедляя хода, продолжала двигаться вперед. К скрежету металла теперь прибавлялся надрывный треск уничтожаемых деревьев.
Сухопутный корабль прошел весь лес, оставив за собой широкую просеку измятых, исковерканных стволов, и незаметно перешагнул реку”.
Так описывается супертанк будущего в романе Александра Казанцева «Пылающий остров», написанном в 1935-м году. А незадолго до этого, 7 ноября 1934 года шестерка новеньких Т-35 прошла по Красной площади. 60-тонный монстр стал единственным в мире серийным танком с пятью башнями.
Боевая ценность танка, увы, оказалось весьма невелика. Практически сразу он морально устарел, так что уже в 40-м году обсуждался вопрос о его списании. Из 48 машин, встретивших 22 июня 41-го года в Киевском Особом военном округе, только 7 нашли свою гибель в бою, остальные машины пришлось бросить из-за поломок.
Но зато в сфере искусства и пропаганды Т-35 сделал блестящую карьеру.
С 1934-го года ни один парад в Москве и Киеве не обходился без участия Т-35:
Опытный танк Т-35-1. 1 мая 1933 года
7 ноября 1936 года
7 ноября 1939 г. Сухопутной дредноут стал настоящей звездой плаката:
Г. Клуцис. 1935 г.
Д. Моор, С. Сенькин. 1938 г.
В. Дени, Н. Долгоруков. 1939 г.
В. Говорков. 1941 г.
И наконец:
Это 1943-й год, Т-35 давно уже нет в войсках, но на плакате он все еще воюет.
Свое место Т-35 занял и в монументальной скульптуре. Вот фрагмент фриза Дома Советов в Санкт-Петербурге (скульптор И. В. Крестовский):
Т-35 произвел впечатление и на нацистских пропагандистов. Вот серия рисунков о подвигах некоего "фельдфебеля-гренадёра" ("Das ist Heldenmut!," Illustrierter Beobachter, 21 January 1943 ):
Конечно, такого танка не существовало в реальности - это гибрид из нескольких машин. Но единственный советский танк, у которого была пулеметная башня на корме - как раз Т-35.
И сегодня Т-35 по прежнему остается с нами. Ведь именно его изображение медаль "За отвагу":

Journal information