Первоначально на этом месте находились деревянные склады для пеньки, построенные в 1735-м году. Однако, в 1761-м году они сгорели и было принято решение строить новые склады из камня. Строительство было начато по проекту военного инженера М. А. Деденева (предполагалось, что склады будут иметь один этаж). Но в 1764-м году А. Ринальди создает новый проект комплекса ("во избежание лишних затрат" он согласуется с уже начатой постройкой):
Строительство складов завершилось в 1772 году.
В центре композиции находится важня - здание, где взвешивали пеньку:
а по бокам от нее располагались два корпуса амбаров
По первоначальному проекту они должны были иметь два этажа, но в ходе строительства каждый из этажей дополнительно разделили на два этажа, что придало фасадам некоторую измельченность.
К сожалению, часть архитектурно-декоративных элементов здания утрачена. Если мы взглянем на план здания, разработанный Ринальди, мы увидим, что важню венчало сложное завершение со статуей, а боковые части были акцентированы аттиками, завершающими фасад.
К счастью, здание сохранило кованную решетку балкона. Правда, подобраться к зданию близко мне не удалось, поэтому мы можем судить о ней по этому обмерному чертежу 1948-го года:
В 1910-е годы Тучков буян оказался под угрозой сноса. В 1912-м году Санкт-Петербургское общество архитекторов при участии Городской думы провело конкурс имени В. А. Шретера на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов. Программа конкурса предусматривала создание здесь постоянного выставочного комплекса на площади почти в 25 гектаров. В состав комплекса должны были входить многофункциональное выставочное здание обзей площадью до 40000 кв.м., здание для съездов с несколькими залами (в том числе на 1000 и 500 человек), испытательная станция, ресторан, жилой дом для администрации и служащих, котельная.
А в 1913-м году Городская дума вновь вернулась к этому вопросу. Специальная комиссия при Думе объявила закрытый конкурс, к участию в котором были приглашены М. Х. Дубинский (бывший победителем предыдущего конкурса), О. Р. Мунц и И. А. Фомин. Программа конкурса была расширена и дополнена зданиями музеев - истории города, благоустройства и городского хозяйства, художественной промышленности, - с библиотекой, аудиториями и т.д. Однако, при всех достоинствах программы, в ее требования не входило сохранение Тучкова буяна, поэтому каждый из трех архитекторов решал этот вопрос по разному.
И. А. Фомин единственный из всех поставил задачу сохранить Тучков буян. Он включил здание в состав запланированного комплекса и предполагал разместить в нем Музей города:
А так в соответствии с проектом должен был выглядеть главный корпус:
Куда более радикально планировали поступить с Тучковым буяном другие участники конкурса. О. Р. Мунц предполагал снести здание,
а М. Х. Дубинский, который и стал победителем, предполагал частично включить старые корпуса в новые здания.
К счастью, до строительства дело не дошло и Тучков буян сохранился до наших дней.
В наши дни здесь располагается военно-космический кадетский корпус, поэтому во дворе красуется антенна для связи с космическими аппаратами:
Journal information