babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Генри Кеймен. "Испания. Дорога к империи".


Последнее время многочисленные посты уважаемого antoin  пробудили во мне интерес к Испанской империи. Поэтому, когда я встретил в магазине книгу Г. Кеймена «Испания. Дорога к империи», я немедленно приобрел ее.
Книга, на мой взгляд, не лишена серьезных недостатков. Кеймен стремится доказать, что «империя была создана, возможно, не только Испанией, но совместными усилиями западноевропейских и азиатских наций, которые полностью и на законном основании принимали участие в том предприятии, которое обычно считается <…> чисто испанским». Однако, на мой взгляд он чрезмерно озабочен доказательством того, что испанцев «здесь не стояло», и сильно перегибает палку, что не может не раздражать. 
Перевод книги традиционно плох. Переводчик упорно переводит слово «pilot» как «лоцман» (хотя по контексту однозначно следует переводить как «штурман»), а Китай у него оказался «Средней империей» вместо «срединной». Цитаты же из старинных документов постоянно переводятся «в стиле Йоды», с глаголом на конце.
Поэтому я не стал бы рекомендовать эту книгу тому, у кого есть другая, более качественная книга по истории Испании. Но если такой книги у вас нет, вполне можно почитать на эту тему и Кеймена – большой объем новой и интересной и неожиданной информации вам гарантирован. Вообще, испанская империя в обыденном сознании выглядит не слишком презентабельно. При слове испанцы в голове сразу всплывают отрицательные персонажи Шарля де Костера, Райдера Хаггарда и Рафаэля Сабатини. Однако, читая эту книгу испытываешь огромное чувство уважения к империи, которой охотно служили люди самых разных национальностей.
И как всегда напоследок несколько цитат:
"В 1512-м году король Фердинанд разрешил издать Бургосские законы, в которых была предпринята попытка регулировать действия колонизаторов в отношении индейцев. Никто в новых колониях на эти законы внимания не обратил, но благодаря им появился документ, выработанный членом Королевского совета, Хуаном Лопесом де Паласиос Рубиос, известный как рекеримьенто и основанный на потребности Испании в том, чтобы новые земли считались не завоеванными, а пожалованными Испании папой.
Документ должен был зачитываться индейцам в случае их сопротивления предъявляемым испанцами требованиям. Он много раз использовался в различных походах, и в нем утверждалось, что Господь отдал этот мир на попечение папы, а папа, в свою очередь, отдал «эти острова и материк» правителям Испании, и если местные жители не станут повиноваться испанцам и христианской религии, то к ним будут относиться как к бунтовщикам, то есть отберут все имущество и обратят в рабство. Лас Казас пишет, что ознакомившись с этим документом, он даже не знал, «плакать или смеяться», и, разумеется, очень многим испанцам рекерьементо показалось глупым и смехотворным. Сам автор текста прекрасно понимал, что это фарс. Фернандес де Овьедо сообщает, что Паласиос Рубиос «не смог удержаться от смеха, когда я сообщил ему, как некоторые авантюристы использовали документ». На самом деле Овьедо возмущался одним конкретным случаем, когда Педрариас Д’Авила, первый губернатор Золотой Кастилии (Терра Фирме) зачитал документ группе индейцев, которые ничего не поняли. По-моему, - сказал Овьедо губернатору, - у этих индейцев нет никакого желания разбираться в теологических вопросах, изложенных в рекерьементо, а вам нет необходимости ничего им объяснять; приберегите документ до того времени, кода индейцы окажутся в кетке, там они смогут изучить его на досуге». В отчете Карлу Алонсо Суасо объясняет, как зачитывался документ: «Рекерьементо был зачитан по-испански, так что индейцы не поняли ни слова. Более того, его зачитали с такого расстояния, что даже понимай они наш язык, они бы просто ничего не услышали». Когда возможно, документ переводился, чтобы слушатели могли хоть частично его понять. Но так как сами переводчики не вполне понимали, о чем там говорилось, конечный результат являл собою нечто фантастическое.
"

"Правители Пек приказали своим Ка (общинам) «не начинать войны, а идти и помогать испанцам в их завоеваниях и путешествовать с ними, если понадобится». Эти майя гордились своим вкладом в Испанскую империю и в поражении своего народа видели лишь поражение своих врагов – других майя. Вождь племени Пек зашел так далеко, что объявил себя «первым из идальго-конкистадоров»"

"На далеких Филиппинах братья-доминиканцы в 1590-х годах доказывали, что коль скоро туземцы мирно приняли благую весть, их правители сохраняют все свои естественные права и король Испании не может утверждать, что завоевал их. В октябре 1596 года совет Индий в Испании официально дебатировал этот вопрос, и наконец в 1597 году Филипп II выпустил один из самых неординарных указов за все время своего царствования. Он повелел губернатору Филиппин вернуть туземцам всю дань, несправедливо с них собранную в тот период, пока они незаконно были под его властью. В то же время он велел своим чиновникам проехать по всем островам и получить формальное подтверждение от туземцев о принятии испанского владычества. В течении последующих двух лет <…> архипелаг был свидетелем странного явления: собраний вождей барангаев, на которых они перед нотариусом скрепляли подписью и печатью свое принятие владычества короля Испании".
Tags: Книги
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments