

Застройку большого участка на углу улицы Писарева и набережной Мойки В. А. Шретер начал с постройки собственного дома.


Проект здания был разработан в 1890-м году, а строительство завершилось в 1891-м году.



Композиция здания асимметрична. Объемы нарастают к угловому эркеру, завершенному высокой кровлей:


Фасады здания отделаны розовой керамической плиткой, с которой сочетаются отдельные штукатурные детали.




Декор здания, благодаря использованию мотивов готики и ренессанса вызывает ассоциации с постройками старинных европейских городов.




Главный фасад украшает эмблема общества архитекторов - циркуль, угольник и отвес в окружении ленты:


Вход с улицы вел к парадной лестнице. На первом этаже здания справа от передней помещалась столовая, имеющая небольшую винтовую лестницу, выходящая в сад. С одной стороны от столовой располагалась чайная, с другой - буфетная, за которой находились кухня, людская, а между ними кладовая и лестница, ведущая в подвал и к черному входу. Слева от главного входа, в угловой части особняка, был устроен кабинет и сообщающаяся с ним большая чертежная.





На втором этаже находились просторный зал, будуар, спальня, гостиная и три детские комнаты. В мансардном этаже располагались учебная, детская и запасная комнаты.




В 1891-1892 годах Шретер строит доходный дом, выходящий фасадом на улицу Писарева:


Первый этаж здания архитектор декорирует рустом. Второй и третий оставлены в кирпиче, а четвертый этаж оштукатурен. Декор здания - наличники, пилястры, гирлянды - использует мотивы барокко.


Дворовый флигель также оставлен в кирпиче и выглядит просто, но эффектно:




Парадная лестница дома освещается световым фонарем. В доме располагалось девять квартир в пять, шесть, семь и восемь комнат.


В конце ХIХ века в доме располагалось правление Общества Русских акварелистов, основанного в 1881 году.


И наконец, в 1897-99 годах Шретер строит пятиэтажный доходный дом на набережной реки Мойки


В композиции фасада главную роль играют функциональные элементы - трехгранные эркеры, благодаря которым улучшается освещенность квартир.




Верхний этаж выделяется большими окнами, за которыми располагаются художественные мастерские.


Так же как и особняк, здание отделано розовой плиткой. Штукатурные детали вызывают в памяти готику. Все это подчеркивает единство ансамбля.




Дворовые флигели по внешнему виду ничем не отличаются от дворовых флигелей дома по улице Писарева и плавно переходят одни в другие.






К боковому фасаду здания примыкает двухэтажная пристройка. Судя по большому окну, в ней также находилось художественное ателье:





Журнал "Строитель" вскоре после утверждения проекта здания посвятил ему заметку, в котором охарактерищовал его как "крайне интересный проект жидого дома, являющийся своего рода новым словом в искусстве" и отмечал, что "вид здания не только оригинален, но и красив".





Journal information