В сентябрьском номере «Если» опубликована повесть А. Первушина «Небо должно быть нашим». Написана она в достаточно редком для нашей фантастики жанре чистой альтернативной истории (чистая альтернативная история подразумевает, что в книге нет вмешательства из будущего или параллельных миров, а просто в какой-то момент история идет по другому пути).
Поскольку А. Первушин известен как историк космической техники, в своей АИ он описывает альтернативное освоение космоса. Повесть написана в форме дневника Юрия Гагарина (в этой АИ он не первый в мире космонавт, а первый человек, посетивший Луну), который вместе с Алексеем Леоновым летит на Марс.
Развилки в повести две. Первая, о которой говорится только намеками, это некий «взрыв в Кремле» в 1953 году, уничтоживший «танковых маршалов». Можно предположить, что тут подразумевается иной исход борьбы за власть в 1953-м году, в которой победу одерживает не Хрущев при поддержке Жукова, а Берия.
Вторая развилка – большее влияние в США Вернера фон Брауна (и, видимо, несколько меньшее влияние в СССР Королева), в результате чего в 1956-м году первый в мире спутник запускают США.
В результате этих развилок, развитие космонавтики идет совсем иным путем. Космическая техника с самого начала представлена в основном кораблями многоразового использования. Изменяется и сам ход космической гонки. СССР, несколько отставший в этой реальности на старте (поскольку идея Королева о запуске спутника изначально не пользуется поддержкой и он занимается только баллистическими ракетами), совершает мощный рывок и первым отправляет в космос человека, а затем совершает высадку на Луну.
Параллельно идет активная гонка вооружений в космосе, в которой тоже лидирует СССР. В космос выводятся боевые системы, превосходство в которых позволяет Советскому союзу резко сократить сухопутные войска. При этом и СССР и США ведут себя гораздо агрессивнее, чем в реале. Во время высадки американского десанта в заливе Свиней, советский орбитальный самолет крылатой ракетой выводит из строя авианосец «Энтерпрайз». Непрерывно происходят столкновения в космосе, поскольку обе стороны объявляют в нем запретные зоны, в случае нарушения которых противник атакуется.
Кульминация повести наступает в момент, когда корабль Гагарина и Леонова выходит на орбиту Марса. В этот момент им становится известно, что на земле произошел очередной кризис – американцы попытались атаковать советскую лунную станцию. И Гагарин с Леоновым принимают решение пожертвовать собой – остаться на Марсе, объявив перед тем, что вошли в контакт с марсианами. Они делают это в надежде дать человечеству иную цель вместо бесконечной войны.
Насколько реалистична такая альтернатива? На мой взгляд, наибольшие сомнения здесь вызывают две вещи. Кажется малореальным космическое отставание США, притом, что изначально лидируют в освоении космоса именно они. Но еще большие сомнения вызывает у меня опасения главных героев в конце книги. Они ведь серьезно думают, что на Земле вот-вот может начаться ядерная война. Однако, существуй реальная опасность ядерной войны, обе стороны не вели бы себя так. Вспомним, что в реале и СССР и США тщательно избегали угрозы ядерной войны (поскольку обе стороны хотели жить). Поэтому, если бы и были серьезные столкновения в космосе, на Землю бы они не распространялись. Этот мир напоминал бы мир из рассказа Пола Андерсона «Короли на заклание», где война в космосе ничуть не мешает нормальному общению противостоящих государств на земле.
В целом, нельзя не признать, что повесть хороша. Любителям альтернативной истории стоит обратить на нее свое внимание. Думаю, это один из основных претендентов на ближайшую премию ФАИ.
Journal information