Мусульмане всегда составляли неотъемлемую часть жителей Петербурга. Именно татары "дерном укладывали" земляные валы Петропавловской крепости. А неподалеку от крепости, за кронверком возникла Татарская слобода и Татарский рынок, существовавшие до 1722-го года.
Первое мусульманское кладбище по некоторым свидетельствам (правда не подтвержденным документами) находилось на Выборгской стороне. Но даже если оно там и было, то как и другие иноверческие кладбища, было закрыто, когда город подошел вплотную к кладбищам.
В 1798-м году отставной подпоручик Шаги-Ахмет Текфилев обратился с прошением на Высочайшее имя "о пожаловании магометанам молитвенного дома в Петербурге и отводе места для кладбища", представив "доверенность", которую подписало свыше 500 военнослужащих мусульман. Однако прошение удовлетворено не было и магометанское кладбище было устроено лишь в 1827-м году по ходатайству военного муллы Гвардейского корпуса Джангира Хантемирова.
Для размещения кладбища был куплен у крестьян участок в две десятины на берегу речки Волковки. Выбор места был скорее всего не случайным, по некоторым сведениям здесь в екатерининские времена хоронили пленных турок. Первоначально кладбище предназначалось для захоронения "воинских чинов, исповедующих мусульманскую религию", но позднее на нем стали хоронить и мусульман другиих сословий.
Самые старые из сохранившихся захоронений этого кладбища относятся к 40-м годам 19-го столетия. Вот могилы персидских купцов из города Решта Ака Мирзы Садыка, умершего в 1844-м году:


и Ака Мухаммада Хаджи, умершего в 1843-м:


В 1846-м году умер старец-аскет Афгани Хафиз Каламулла Махмуд-Ишан Хасани:



Вообще, подобные плоские стелы и таблички весьма характерны для этого кладбища. Они ставились как в 19-м, так и в первой половине 20-го столетия:










Неподалеку от могилы праведного старца похоронен титулярный советник Шейх-Мухаммад-Айад Тантави, преподававший в Петербургском университете арабский язык:


Еще один преподаватель, Салих Мустафович Янович-Чаинский, сделал более эффектную карьеру, дослужившись до тайного советника. Он был доцентом Военно-Медицинской академии и профессором Женских медицинских курсов.

Интересно, что надпись на этом памятнике не на двух, а на трех языках. Кроме русского и арабского использован еще и польский язык.

А вот две могилы аристократов. Под этой плитой лежит персидский принц, генерал-майор Шафи-хан:


и тагаурский алдар Камбулат Куцукович Тхвостов:




Петербургский купец Рахматулла Халитов был одним из членов комитета по постройке Петербургской мечети:


Еще несколько дореволюционных памятников:







Многие мусульмане отдали свою жизнь за нашу страну:


Ариф Сапаров - военный корреспондент "Ленинградской правды", написавший первую книгу о "Дороге жизни" и его брат-военный:


И еще две могилы с соседних участков кладбища. Известный ювелир И. С. Брицын:


и конструктор Е. А. Зазорин (автор прицельно-навигационной системы бомбардировщика Су-24):

P.S. Фотографии из этого поста могут использоваться на условиях лицензии CC-BY-SA
Journal information