Инициатива возведения этого храма исходила от генерал-губернатора Привислинского края И. В. Ромейко-Гурко. В 1893-м году он писал: " В Варшаве, главном городе Привислинского края, составляющего важную часть рубежа нашего Отечества, до сих пор нет соборного храма, который был быпроизведением чисто русской архитектуры и который при первом взгляде на него веселил бы сердце русского человека, как обыкновенно веселит его здание явно православное". Возведением храма предполагалось увековечить память русских людей, "кровью которых облита Варшава".
Предложение было поддержано Александром III. Был объявлен конкурс на разработку проекта храма, в котором участвовали такие архитекторы, как Г. И. Котов, А. Н. Померанцев
М. Т. Преображенский и другие архитекторы.
Победу в конкурсе одержал проект Л. Н. Бенуа:
Проект незадолго до своей смерти одобрил император, высказав мнение, что "православный собор в стиле русских церквей XII века, весьма близком к греко-романскому, более гармонировать будет с общим стилем выдающихся зданий Варшавы".
В самом деле, проект Бенуа более ориентировался не на московское "узорочье" XVII-го столетия, популярное в 19-м веке (именно в этом духе решал свой проект Померанцев), а на более древние прототипы Владимиро-Суздальской земли, которые станут более популярны в следующем, 20-м веке.
Впрочем, в проекте использовались не только владимиро-суздальские мотивы. Столпообразная колокольня явно имела своим прототипом московского Ивана Великого, а входной портал, украгенный мозаиками и вовсе напоминал о венецианской базилике Сан-Марко.
Строительные работы (ими первоначально руководил варшавский епархиальный архитектор В. Н. Покровский, а затем его сменил П. А. Феддерс) в основном закончились в 1900-м году, когда на здании водрузили крест.
Однако, гораздо дольше велись отделочные работы, так что храм был освящен только в мае 1912-го года. При его освящении архиепископ Варшавский и Привисленский Николай заявил (думается, не без некоторого лукавства): “Созидая сей храм его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.
В качестве православного храма собор прослужил всего три года. В 1915-м году Варшаву занимают немцы, превратившие храм в гарнизонный католический костел святого Генриха. А в 1918-м году, спустя всего три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города за исключением двух. Начался демонтаж собора:
Польское общество не было единодушным в отношении к этому мероприятию. Так, высказывались и предложения о сохранении собора (в качестве музея мартирологии польского народа, архива, гарнизонного костела). Протесты высказывались и в парламенте. Так, летом 1924 года православный сенатор В. В. Богданович доказывал: “Достаточно пойти на Саскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучаючи их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора... Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации...”
Тем не менее, снос продолжался. Для его финансирования варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”.
Частично сохранившиеся мозаики собора были перенесены в Барановичи и установлены в местном православном храме.
На одной из них мы можем увидеть и самого Л. Н. Бенуа:
А попытка поляков избавиться от "московского клейма" в облике Варшавы оказалась не слишком удачной. А в роли самого высокого здания Варшавы колокольню православного собора сменил шпиль сталинской высотки Дворца науки и техники.
Периодически возникают предложения и о его сносе, однако они, к счастью, остаются только словами, так что вряд ли нас ждет второй раунд борьбы с памятниками архитектуры.
Journal information