Идея о постройке такого моста была высказана еще 13 марта 1829-го года при утверждении Николаем I перспективного плана Петербург.
Однако, в те времена создание такого постоянного моста было технически недостижимо, так что пришлось ограничиться организацией перевоза.
5 июня 1884–го года Государственный совет признал «Охтинский пригородок подлежащим соединению, в хозяйственном отношении, к городу С.-Петербургу с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройстве через р. Неву моста, которым предполагается соединить столицу с означенной местностью».
Дебаты о выборе трассы моста продлились вплоть до 16 января 1906 года.
Параллельно, 1 сентября 1901 года Городская управа объявила международный конкурс на лучший проект моста с призами в 12, 8 и 5 тысяч рублей.
На представление проектов отводилось двенадцать месяцев.
На конкурс было подано шестнадцать проектов: 7 - из Петербурга, 1 - из Москвы, 2 – из Парижа, 1 – из Франкфурта-на-Майне, 2 – из Вены, 1 – из Амстердама, 1 – из Барселоны и 1 – из Чикаго.
Однако все они не удовлетворили жюри. Было решено премии не присуждать, однако по рекомендации экспертной комиссии были приобретены четыре проекта: «7.6» инженера С. П. Бобровского и архитектора В. П. Апышкова, «Кронштадт-Тулон» французского строительного общества «Левале-Перрэ», «Два якоря» инженера А. Шнелля из Вены и «Свобода судоходству» инженера Г. Г. Кривошеина и архитектора В. П. Апышкова.
Именно последний проект и было решено реализовать.
В шестимесячный срок Кривошеин и Апышков составили окончательный проект (на эти работы им было ассигновано 40 тысяч рублей) и представили его к 24 сентября 1907 года.
26 июня 1909 года, в двухсотлетнюю годовщину Полтавской битвы была произведена закладка моста.
26 октября 1911 года мост был открыт для движения транспорта и пешеходов.
С точки зрения технологии мостостроения мост Петра Великого был весьма новаторским сооружением. Его конструктивная схема состояла всего из трех пролетов, средний из которых, с отверстием в 14,6 метра проектировался разводным,
а боковые пролеты длиной по 128,2 метра перекрывались двумя арочными двухшарнирными фермами с затяжками и ездой понизу.
Проезжая часть моста подвешивалась снизу к арочным фермам и ее продольные балки одновременно служили затяжками, воспринимая распор арочных ферм.
Благодаря такой схеме уменьшался объем весьма трудоемких работ по возведению речных опор, степень уменьшения живого русла реки опорами сводилась к минимуму и составляла всего 9,44%.
Новым было и размещение разводного пролета в середине реки (до этого разводной пролет в мостах через Неву устраивался у одного из берегов).
Выделяется мост Петра Великого и своим внешним обликом в духе северного модерна.
В позднесоветское время его было принято весьма жестко критиковать как за декор, иллюстрирующий «худшие образцы модерна», так и за само решение построить в черте города мост с ездой понизу.
Мост строил завод варшавской фирмы «К. Рудзкий и Ко», а разводной пролет с механизмами был выполнен на Петербургском Металлическом заводе.
Качество работы было весьма высоким и первый ремонт моста потребовался только в 1971-м году.
В 1917-м году мост был переименован в Большеохтенский, а в 1956-м году – в Большеохтинский.
Капитальный ремонт моста начался в 1993-м и завершился в 1997-м году. Тогда же на мост вернули надписи с его прежним названием, снятые после революции.
В 2011-м году был вновь произведен ремонт моста с окраской металлоконструкций и оборудованием подсветки, приуроченный к его столетнему юбилею.
В связи с юбилеем для посещения открыли одну из башен моста. Разумеется, я не мог отказать себе в таком удовольствии и отстояв три с половиной часа на пронизывающем ветру смог заглянуть внутрь.
Крыша башни:
Теперь можно полюбоваться видами:
И снова вниз:
P.S. В субботу, 5 ноября я веду экскурсию по западной части Петроградской стороны, от станции метро "Спортивная" до Иоанновского монастыря на Карповке.
Узнать об экскурсии подробнее и записаться на нее можно здесь: http://babs71.livejournal.com/531948.htm
Journal information