babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Петербург. Мост Петра Великого. 1906-1911

Один из самых эффектных мостов Петербурга –мост Петра Великого. Совсем недавно он отметил столетний юбилей со дня своего открытия.
 
Идея о постройке такого моста была высказана еще 13 марта 1829-го года при утверждении Николаем I перспективного плана Петербург.
 
Однако, в те времена создание такого постоянного моста было технически недостижимо, так что пришлось ограничиться организацией перевоза.
 
5 июня 1884–го года Государственный совет признал «Охтинский пригородок подлежащим соединению, в хозяйственном отношении, к городу С.-Петербургу с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройстве через р. Неву моста, которым предполагается соединить столицу с означенной местностью».
 
 
Дебаты о выборе трассы моста продлились вплоть до 16 января 1906 года.
 
 
Параллельно, 1 сентября 1901 года Городская управа объявила международный конкурс на лучший проект моста с призами в 12, 8 и 5 тысяч рублей. 
  
На представление проектов отводилось двенадцать месяцев.
 
На конкурс было подано шестнадцать проектов: 7 - из Петербурга, 1 - из Москвы, 2 – из Парижа, 1 – из Франкфурта-на-Майне, 2 – из Вены, 1 – из Амстердама, 1 – из Барселоны и 1 – из Чикаго.
 
Однако все они не удовлетворили жюри. Было решено премии не присуждать, однако по рекомендации экспертной комиссии были приобретены четыре проекта: «7.6» инженера С. П. Бобровского и архитектора В. П. Апышкова, «Кронштадт-Тулон» французского строительного общества «Левале-Перрэ», «Два якоря» инженера А. Шнелля из Вены и «Свобода судоходству» инженера Г. Г. Кривошеина и архитектора В. П. Апышкова.
 
Именно последний проект и было решено реализовать.
 
В шестимесячный срок Кривошеин и Апышков составили окончательный проект (на эти работы им было ассигновано 40 тысяч рублей) и представили его к 24 сентября 1907 года.
 
26 июня 1909 года, в двухсотлетнюю годовщину Полтавской битвы была произведена закладка моста.
 
26 октября 1911 года мост был открыт для движения транспорта и пешеходов.
 

 
С точки зрения технологии мостостроения мост Петра Великого был весьма новаторским сооружением. Его конструктивная схема состояла всего из трех пролетов, средний из которых, с отверстием в 14,6 метра проектировался разводным,
 
а боковые пролеты длиной по 128,2 метра перекрывались двумя арочными двухшарнирными фермами с затяжками и ездой понизу.
 
Проезжая часть моста подвешивалась снизу к арочным фермам и ее продольные балки одновременно служили затяжками, воспринимая распор арочных ферм.
 
Благодаря такой схеме уменьшался объем весьма трудоемких работ по возведению речных опор, степень уменьшения живого русла реки опорами сводилась к минимуму и составляла всего 9,44%.
 
Новым было и размещение разводного пролета в середине реки (до этого разводной пролет в мостах через Неву устраивался у одного из берегов).
 
Выделяется мост Петра Великого и своим внешним обликом в духе северного модерна.
 
В позднесоветское время его было принято весьма жестко критиковать как за декор, иллюстрирующий «худшие образцы модерна», так и за само решение построить в черте города мост с ездой понизу.
 
 
Мост строил завод варшавской фирмы «К. Рудзкий и Ко», а разводной пролет с механизмами был выполнен на Петербургском Металлическом заводе.
 
  
Качество работы было весьма высоким и первый ремонт моста потребовался только в 1971-м году.
 
 
В 1917-м году мост был переименован в Большеохтенский, а в 1956-м году – в Большеохтинский.
 
Капитальный ремонт моста начался в 1993-м и завершился в 1997-м году. Тогда же на мост вернули надписи с его прежним названием, снятые после революции.
  
 
В 2011-м году был вновь произведен ремонт моста с окраской металлоконструкций и оборудованием подсветки, приуроченный к его столетнему юбилею.
 
В связи с юбилеем для посещения открыли одну из башен моста. Разумеется, я не мог отказать себе в таком удовольствии и отстояв три с половиной часа на пронизывающем ветру смог заглянуть внутрь.
 
 
 
 
 
 
 
Крыша башни:
 
Теперь можно полюбоваться видами:
 
 
 
 
 
 
И снова вниз:
 
 
 
 
 
 

P.S. В субботу, 5 ноября я веду экскурсию по западной части Петроградской стороны, от станции метро "Спортивная" до Иоанновского монастыря на Карповке
Узнать об экскурсии подробнее и записаться на нее можно здесь: http://babs71.livejournal.com/531948.html
Tags: Апышков В. П., Дореволюционная архитектура, История, Кривошеин Г. Г., Петербург
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 47 comments

Recent Posts from This Journal