16 марта (4 марта по старому стилю) в Казанском соборе Петербурга была назначена панихида по Ветровой. Собралась пятитысячная толпа, но перед самым началом церковной службы было объявлено, что панихида запрещена. В ответ студенты пропели "Вечную память", после чего возникла грандиозная демонстрация. Восемьсот пятьдесят ее участников были задержаны, а фамилии их переписаны. Впоследствии, "ветровские демонстрации" повторялись еще в течении нескольких лет. В связи с этими событиями Горький написал широко известную "Песню о буревестнике".
В память об этом событии я предлагаю совершить небольшую виртуальную экскурсию по тюрьме Трубецкого бастиона, в наши дни являющуюся музеем.
Тюрьма использовалась для содержания как подследственных, так и каторжан. Они содержались в одних и тех же камерах, различались лишь условия содержания.
Одежда подследственных - нижнее белье, верхний халат, а также смирительная рубашка для буйнопомешанных.
А вот одежда каторжан со знаменитым бубновым тузом на спине:
Коридор тюрьмы:
Так выглядели камеры в 1870-е годы, вскоре после постройки тюрьмы:
Чтобы исключить перестукивание, в стенах была специальная система звукоизоляции:
Однако система эта оказалась неэффективной, заключенные просто стучали в пол или в раму окна, поэтому позднее от нее отказались.
Умывальник и параша.
После бунта заключенных в 1879-м году камеры переоборудовали. Стол и кровать вмуровали в пол и стены, а стены вместо обоев просто окрасили:
Печи:
В интернете пишут, что Ветрова скончалась в тюремном лазарете. Но в самом музее указано, что она скончалась в камере №6:
После ее самоубийства керосиновые лампы в камерах заменили свечами. Кроме того, в штат надзирателей ввели женщин.
В некоторых камерах установлены изображения заключенных на оргстекле:
В начале прошлого века в тюрьму провели канализацию. В камерах поставили унитазы. Однако система слива находилась снаружи камер:
Дверь в карцер:
На оргстекле изображены граффити, которые когда-то были в этой камере:
Камеры подследственных начала прошлого века. Светильники убрали в стену:
Появились унитазы и раковины:
Здесь когда-то была тюремная библиотека:
А вот камера каторжанина. Белья им не полагалось:
Здесь когда-то была тюремная часовня:
Journal information