

Мемориал этот был создан в 1926-28 годах по проекту А. И. Гегелло. Несмотря на то, что памятник выглядит достаточно просто, за его созданием стоит большая творческая работа.


Заказ на памятник Гегелло получил в 1926-м году. Необходимо было не только создать сам памятник, "но и предусмотреть благоустройство прилегающей территории, проложить к памятнику дорогу-аллею от берега Разлива и соорудить пристань для лодок, которые в те годы служили единственным средством сообщения с местом постановки памятника".


Применение скульптуры, изображающей Ленина заранее исключалось (в первую очередь из-за сжатых сроков).


Поскольку место было достаточно труднодоступным, было высказано предположение, что памятник будут посещать в основном организованные группы экскурсантов.


Соответственно, в состав комплекса должна была входить небольшая трибуна для митингов.


Первый вариант проекта, который опробовал Гегелло - обелиск. Одновременно он рассматривает и иной вариант - кроме стелы в комплекс включаются шалаш и стог сена (предполагалось делать их из настоящего сена, но на металлическом каркасе).

Эти варианты не удовлетворяли архитектора, поэтому он создает новый вариант - стела, замыкающая аллею и небольшой павильон-музей в виде хижины из дерева и камня, крытого соломой. Этот вариант был доведен Гегелло до эскизного проекта, но также его не удовлетворил (как он пишет, "сама идея была явно порочной")

От этого проекта в реализованном варианте осталась только пристань:


Надо заметить, что сейчас она производит впечатление сильно потрепанной временем:


Сроки поджимали, но требуемый вариант так и не находился. Гегелло пробует самы разнообразные варианты.




В январе 1927 года Гегелло вновь возвращается к варианту трибуны в виде сочетания геометрических объемов.


Однако его не удовлетворяет, что в этом памятнике нет никакой связи с шалашом. Поэтому он пытается ввести изображение шалаша в памятник - сперва в виде треугольного фронтона:




Наконец, Гегелло заменяет треугольный фронтон на стилизованное изображение шалаша. Именно этот проект и становится окончательным (Гегелло завершает его 13 февраля 1927 года):




Проектную модель выполнил скульптор-лепщик А. Е. Громов.


Он же вылепил из глины в натуральную величину модель шалаша, по которой молодой скульптор, студент академии художеств Блэк (его брат, инженер А. А. Блэк руководил строительством памятника и пристани, а впоследствии спроектировал к памятнику дорогу от станции "Тарховка") высек его из гранита:



Гегелло попытался воплотить в памятнике идею "скрытности". Сам шалаш, как мы можем видеть на этом снимке, находился слева от памятника и был не виден с аллеи, которая вела к пристани.

Да и памятник был повернут скульптурным шалашом в сторону от аллеи. Как писал Гегелло: "Ленин укрыт - шалаш, где он скрывался, поставлен не на виду. Ленин под надежной защитой партии и петроградских рабочих - шалаш закрыт: с одной стороны - основным объемом вертикального параллелепипеда, с другой - стеной, которые как бы символизируют партию и петроградский пролетариат. Параллелепипед и стена прочно объединены каменными уступами, как бы говорящими о нерушимой связи партии с рабочим классом".


Однако, в наши дни от этой идеи пришлось отказаться и перенести шалаш на другую сторону памятника так, чтобы его было видно с аллеи.

По словам местной работницы музея, туристы приезжали на пристань, не обнаруживали сразу шалаша и решали, что здесь ничего нет, так что теперь шалаш играет роль своеобразного манка:


Неподалеку от памятника сохранились два пенька, повыше и пониже. Табличка рядом поясняет, что это "зеленый кабинет" - именно на этих пеньках Ленин писал "Государство и революцию".

В 1964-м году по проекту архитектора В. Д. Кирхоглани был построен музейный павильон:


В нем сейчас располагается небольшая, но симпатичная экспозиция посвященная приезду Ленина из эмиграции и дальнейшим событиям, предшествующим Октябрю 1917-го года:











Весьма интересными оказались тексты служебной немецкой переписки, связанной с проездом Ленина в запломбированном вагоне.



Особенно доставляет рапорт военного атташе в Берне майора фон Бисмарка об отъезде большевиков. Чувствуется, что приученного к "орднунгу" немца сильно коробит русский "bardak":

Лодка, на которой Ленина и Зиновьева везли в Разлив и вещи, которыми они пользовались в шалаше:

Хотя изначально скульптура в составе мемориала не планировалась, впоследствии в Сестрорецке ее поставили даже с некоторым избытком.
Пишущий Ленин отмечает теперь поворот дороги, ведущей от Тарховки к Шалашу:




Еще один Ленин, сидящий под деревом, стоит у платформы "Разлив" (надо сказать, что постамент ему несколько великоват):


А еще один Ленин стоит в самом Сестрорецке:



Journal information