babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Петербург. Центральная электростанция городского трамвая и Староконная подстанция. 1906-07, 1913

Я уже неоднократно писал о трансформаторных подстанциях городского трамвая (http://babs71.livejournal.com/75778.html#cutid1, http://babs71.livejournal.com/179875.html, http://babs71.livejournal.com/432701.html). А сегодняшний пост посвящен центральной электростанции городского трамвая (Атаманская ул., 3). Вот ее фотографии вскоре после постройки и в наши дни:
 

При создании проекта городского трамвая обсуждалось два возможных варианта - постройка нескольких небольших электростанций в разных районах города и создание единой электростанции.

По настоянию инженера Г. О. Графтио, руководившего инженерным проектированием трамвайной сети, был принят вариант с центральной электростанцией, питающей линии через трансформаторные подстанции.
 Группа инженеров электриков Центральной электрической станции. Крайний слева - Г. О. Графтио. 1 октября 1907 г. Фото К. Буллы.

Электростанция разместилась на территории Казачьего плаца, неподалеку от реки Монастырки. 

Строительство ее велось в 1906-1907 годах.



Разработали проект здания и руководили строительством архитектор А. И. Зазерский и гражданский инженер Л. Б. Горенберг.


За право производства работ боролись три фирмы - "Сименс Гальске", "Всеобщая компания электричества" и "Вестингауз". Именно "Вестингауз" победил в конкурсе и поставлял оборудование для электростанции.


Справа у здания находится увенчанный башенкой корпус с жилыми и служебными помещениями.

А слева к нему примыкает протяженный корпус машинного зала.
 

На старых фотографиях он насчитывает пять осей, но сейчас в нем их восемь. По всей вероятности, его расширяли еще до революции.

Старый корпус "обрывается" на середине окна, а дальше идет корпус современной постройки. Вероятно, дореволюционный корпус был частично разрушен (возможно, во время Блокады).
 
У самого берега монастырки располагается небольшой павильон (наб. Обводного канала, 21). Это - водокачальня электростанции, обеспечивавшая водой ее котлы.
  
 
 
 
 
А на углу Атаманской и Кременчугской улиц располагается одна из трансформаторных подстанций - Староконная (
Кременчугская ул., 6): 
 

Она относится ко второй очереди строительства городского трамвая и построена в 1913-м году.
 
 
Ее автор - гражданский инженер А. А. Ламагин.


Он же, скорее всего, построил и здание, расположенное между электростанцией и трансформаторной подстанцией: 





P.S. В воскресенье, 29 апреля состоится экскурсия .экскурсия по Московскому проспекту от метро «Фрунзенская» до Московских ворот.
Среди прочего мы увидим:
Жилой дом работников ГРЭС-1 – Газгольдеры – дом-коммуну "Порт-Артур" - Жилмассив на Киевской улице – жилые дома на Московском проспекте – здание «Союзпушнины» – Новодевичий монастырь и кладбище – Московские ворота.

Начало в 10-00. Сбор группы у выхода из наземного вестибюля станции метро "Фрунзенская".
Стоимость экскурсии - 300 рублей.

Записаться для участия в экскурсии можно здесь: http://babs71.livejournal.com/574705.html
Tags: Горенберг Л. Б., Дореволюционная архитектура, Зазерский А. И., История, Ламагин А. А., Петербург
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments