babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

"Кирсадж", "Алабама" и импрессионизм.

Как известно, батальные сюжеты редко встречаются в творчестве французских художников-импрессионистов. Для живописцев, напряженно пытающихся ухватить мгновение, война была не самым интересным сюжетом для творчества. Но из каждого правила бывают исключения. И вот одно из них:
 
Расскажем об этой картине поподробнее. И начнем мы свой рассказ не во Франции, а на другом берегу Атлантики - в Америке.
А в Америке в это время бушевала Гражданская война. Флот северян, пользуясь своим громадным численным перевесом, блокировал побережье южных штатов. И естественным ответом южан стали рейдеры.
По заказу правительства Конфедерации в Англии, на верфи Лэрда в Биркенхеде был построен пароход с парусным вооружением шхуна-барк и подъемным винтом, получивший название "Алабама". 

Капитаном на новый корабль был назначен Рафаэль Симз, опытный капитан, ранее успешно командовавший "Самтером" - другим рейдером южан. 
 
Правительство США заявляло протесты англичанам и правительство Ее Величества даже послало приказ местным властям в Ливерпуле задержать корабль до тех пор, пока не выяснится его назначение. Впрочем, местные власти, симпатизировавшие южанам, позволили "Алабаме" 29 июля 1862-го года выйти из порта под предлогом пробы машин (с полным экипажем в 80 человек, а также четырехмесячным запасом провизии и всего необходимого). Для рейдерства на корабле не хватало теперь только оружия, но на рандеву у Азорских островов барк «Агриппина» передал на "Алабаму" четыре 32-фунтовых бортовых орудия, а также две вертлюжные пушки — гладкоствольную 68-фунтовую и нарезную 100-фунтовую, а также 100 барелей орудийного пороха, большое количество винтовок системы Энфилд, два ящика с пистолетами и боеприпасы к ним, а также одежду, запальные фитили, сигнальные флажки, ядра, бомбические снаряды и необходимый запас угля. Пароход «Багама», прибывший днем позже, доставил рейдеру еще две бортовые 32-фунтовки, тюк синей фланели для одежды матросов и несгораемый сейф, в котором хранились 50 тысяч долларов в английских соверенах и 50 тысяч в бумажных банкнотах. 
После этого капитан объявил матросам, что их судно становится рейдером и предложил записываться во флот Конфедеративных штатов Америки. Хотя подавляющее большинство матросов были англичанами (а несколько человек - даже жителями северных штатов САСШ), но горячие симпатии к справедливому делу Юга (а также 100 тысяч долларов, предназначенные на зарплату моряков и надежда на призовые деньги), сделали свое дело. Отказались завербоваться только три моряка. "Алабама" начала свое почти двухлетнее плавание, за время которого она стала самым удачливым рейдером этой войны:

Когда Алабама 6 июня 1864-го года вошла в гавань французского порта Шербур, на ее счету находилось 68 судов и канонерка "Гаттерас" в придачу. Из этих судов 53 были уничтожены, девять выкуплены за наличные деньги, два освобождены,  один обращен в крейсер, а еще в четырех случаях был только уничтожен груз. Один из этих кораблей - пароход "Ариэль", был отпущен в обмен на обязательство уплатить 216 тысяч долларов, однако это обязательство должно было быть выполнено после объявления независимости Конфедеративными Штатами (подобное обязательство часто брали со своих призов и другие рейдеры Конфедерации), так что в итоге южане остались с носом.
Но сколько веревочка не вейся, конец все равно найдется. Через несколько дней рядом с Шербуром появился корвет северян "Кирсадж" под командой капитана Уинслоу.
 
"Кирсадж" был примерно равен по своим возможностям "Алабаме" (вес его бортового залпа был больше всего на 20%), поэтому Симз решил принять бой. Возможно, на решение Симза повлиял и тот факт, что газеты Севера изображали его "трусливым пиратом", и он решил доказать "проклятым янки" свою храбрость. Так или иначе, но капитан Уинслоу получил от Симза вызов на поединок и "Кирсадж" выйдя из порта стал ожидать "Алабаму" на расстоянии трех миль от выхода из гавани. 
19 июля 1864 года, в начале одиннадцатого утра из Шербура показалась "Алабама", которая шла в сопровождении французского броненосца "Куронь" (французский корабль должен был проследить, чтобы не был нарушен нейтралитет Франции). У границы территориальных вод "Куронь" отвернул, а "Алабама" двинулась навстречу "Кирсаджу". На берегу толпились зрители, ожидающие захватывающее представление, а специальные поезда подвозили все новых "болельщиков". Неподалеку от кораблей находилась английская шхуна "Дирхаунд", детям владельца которой захотелось посмотреть на морскую войну:
 
В 10:57 «Алабама» открыла огонь выстрелом из своего 100-фунтового поворотного орудия и вслед за тем дала залп. После двух залпов "Алабамы" открыл огонь и "Кирсадж". Бой начался:
 
Однако скоро выяснилось, что перевес оказался на стороне "Кирсаджа". Сказалась ли дополнительная защита "Кирсаджа" в виде уложенной вокруг корпуса якорной цепи (Симз считал, что эта хитрость превратила "Кирсадж" в настоящий броненосец), низкое качество пороха на "Алабаме" (порох хранился уже почти два года и не в лучших условиях), или худшая подготвка комендоров, не имевших возможностей попрактиковаться (скорее всего, сыграли свою роль все факторы), но "Алабаме"  так и не удалось нанести своему врагу серьезный ущерб. Один раз ей удалось попасть бомбой в "Кирсадж", но взрыва так и не последовало. А вот огонь "Кирсаджа" 

 был весьма эффективным и в 12:50 "Алабама" начала тонуть.
     
Южане спустили флаг и покинули корабль. Часть экипажа, включая капитана, была спасена шхуной "Дирхаунд", остальных подобрал "Кирсадж".
Этот бой так бы и остался только событием военной истории, и история искусства обошла бы этот эпизод стороной, если бы им не заинтересовался Эдуард Мане, один из основателей импрессионизма. 
 
В 1864-м году ему было 32 года и он был скандально известен своими картинами "Олимпия" и "Завтрак на траве". Хотя Мане лично и не наблюдал это событие, но данный эпизод заинтересовал его. В 16 лет он целый год прослужил юнгой на корабле во французском флоте, так что море не было ему чуждым. Кроме того, морские батальные сцены пользовались устойчивым спросом у публики, так что не удивительно, что Мане взялся за написание картины на этот сюжет (благо в газетах были подробные описания этого боя).
Сейчас эта картина находится в музее города Филадельфии, так что наша история завершив круг, снова вернулась в США.
Tags: Война, Искусство, История, Музы и пушки
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments