В саду, где М., французский протеже,
имел красавицу густой индейской крови,
сидит певец, прибывший издаля.
Сад густ, как тесно набранное "Ж".
Летает дрозд, как сросшиеся брови.
Вечерний воздух звонче хрусталя.
Хрусталь, заметим походя, разбит.
М. был здесь императором три года.
Он ввел хрусталь, шампанское, балы.
Такие вещи скрашивают быт.
Затем республиканская пехота
М. расстреляла. Грустное курлы
доносится из плотной синевы.
Селяне околачивают груши.
Три белых утки плавают в пруду.
Слух различает в ропоте листвы
жаргон, которым пользуются души,
общаясь в переполненном Аду.
Кто же такой этот М? Как он выглядел?
В Мексике с 1857-го года шла гражданская война и в 1861-м году президент Бенито Хуарес отложил на два года выплату государственного долга и ввел удвоенные пошлины на импортные товары. В ответ Франция, Англия и Испания вторглись в Мексику. Однако Хуареса по прежнему поддерживало большинство населения и в 1863-м году Англия и Испания вывели свои войска. В Мексике остался только французский экспедиционный корпус.
В поисках выхода из тупика Наполеон III решил провозгласить в Мексике империю. В 1863-м году собрание нотаблей выбрало эрцгерцога Максимилиана в императоры Мексики. Максимилиан сперва колебался (не желая потерять права на Австрийский престол), но все же принял предложение. Он был романтиком, мечтавшим о временах, "когда в турнирах развивалось рыцарское чувство, когда в свободных лесах охотились на кабанов и медведей", о тех "мощных временах, которые производили мощных людей" и которые исчезли под "растлевающим влиянием просветителей" . Поэтому неудивительно, что он принял это предложение.
В 1864-м году в Мексике был проведен плебисцит, на котором было принято решение о превращении Мексики в империю и призвании на ее престол Максимилиана (впрочем, подобный результат был достигнут при помощи французских штыков). И Максимилиан 29 марта 1864 года в Веракрусе вступает на престол своей империи.
Однако, то что хорошо выглядело из Австрии, вблизи оказалось совсем иным. Подавляющее большинство мексиканцев поддерживало Хуареса, денег не было, а вскоре и Наполеону III под давлением США пришлось вывести войска из Мексики, нарушив обещание данное Максимилиану, что войска останутся до 1868-го года. Император остался один.
Отбросим пальмы. Выделив платан,
представим М., когда перо отбросив,
он скидывает шелковый шлафрок
и думает, что делает братан
(и тоже император) Франц-Иосиф,
насвистывая с грустью "Мой сурок".
"С приветом к вам из Мексики. Жена
сошла с ума в Париже. За стеною
дворца стрельба, пылают петухи.
Столица, милый брат, окружена
повстанцами. И мой сурок со мною.
И гочкис популярнее сохи.
И то сказать, третичный известняк
известен как отчаянная почва.
Плюс экваториальная жара.
Здесь пуля есть естественный сквозняк.
Так чувствуют и легкие, и почка.
Потею, и слезает кожура.
Опричь того, мне хочется домой.
Скучаю по отеческим трущобам.
Пришлите альманахов и поэм.
Меня убьют здесь, видимо. И мой
сурок со мною, стало быть. Еще вам
моя мулатка кланяется. М".
Судьба императора была решена. В мае 1867 года император Максимилиан I взят был в плен в крепости Кверетаро. Генерал Эскобедо отказался вступить с ним в какие-либо переговоры, и 20 июня того же года, за 17 дней до 35-летия, император Максимилиан I был расстрелян по приговору военного суда вместе с генералами Мирамоном и Мехией.
Во Франции это известие вызвало ужас. И в смерти Максимилиана французы дружно винили Наполеона III, оставившего мексиканского монарха без поддержки. Узнав об этом известии, Эдуард Мане начинает писать картину "Казнь императора Максимилиана":
Создавая эту картину Мане взял себе в качестве образца картину другого великого художника. Это картина "3 мая 1808 года" Франсиско Гойи:
Увидев картину Мане, Ренуар сказал: "Это настоящий Гойя, и в то же время никогда еще Мане не был настолько самим собой".
Солдаты на картине изображены во французской форме. По одной из версий, это сознательный выпад Мане против Наполеона III, по другой, он просто воспользовался описанием казни в газете "Фигаро", где говорилось, что форма мексиканских солдат такая же, как и французских. Как бы то ни было, власти восприняли эту картину как выпад против себя и запретили Мане выставлять ее.
Шло время, и в 1975 году великий русский поэт Иосиф Бродский напишет те самые строки, с которых мы начали свой рассказ. И напоследок еще одно его стихотворение, посвященное этим событиям:
1867
В ночном саду под гроздью зреющего манго
Максимильян танцует то, что станет танго.
Тень возвращается подобьем бумеранга,
температура, как под мышкой, тридцать шесть.
Мелькает белая жилетная подкладка.
Мулатка тает от любви, как шоколадка,
в мужском объятии посапывая сладко.
Где надо -- гладко, где надо -- шерсть.
В ночной тиши под сенью девственного леса
Хуарец, действуя как двигатель прогресса,
забывшим начисто, как выглядят два песо,
пеонам новые винтовки выдает.
Затворы клацают; в расчерченной на клетки
Хуарец ведомости делает отметки.
И попугай весьма тропической расцветки
сидит на ветке и так поет:
Презренье к ближнему у нюхающих розы
пускай не лучше, но честней гражданской позы.
И то, и это порождает кровь и слезы.
Тем паче в джунглях, где смерть, увы,
распространяется, как мухами -- зараза,
иль как в кафе удачно брошенная фраза,
и где у черепа в кустах всегда три глаза,
и в каждом -- пышный пучок травы.
Journal information