

Традиционная датировка собора - 1194-97 годы, но по данным последних исследований он датируется 1191-м годом.


Собор строился в качестве придворного храма князя Всеволода Большое Гнездо (сам князь, кстати, запечатлен на одном из рельефов, украшающих собор):

Надо заметить, что первоначально собор имел несколько иной вид - его окружали галереи с лестницными башнями, соединявшими его с дворцом.


К 30-м годам 19-го столетия собор выглядел вот так:


Однако Николай I "обозревая лично здание Дмитриевского собора, высочайше повелеть соизволил ... чтобы все пристройки, сделанные к означенному собору в новейшия времена были сломаны и оный был бы возстановлен в первобытном его виде".

Воля императора была законом и две комиссии (в первую входили губернский архитектор Петров и инженер Запольский, в повторную - Петров и инженер корпуса путей сообщения Абалдуев) постановили, "что не иначе должно привести его в первобытное положение как отломкою всех пристроек, что будет согласно воле ЕИВ".

Работы были произведены в 1838-40 годах. К несчастью, Петров перестарался, вместе с поздними пристройками уничтожив и часть собора.


В оправдание его можно сказать, что история архитектуры тогда была в зачаточном состоянии, и только в 60-е годы прошлого века Н. Н. Воронин доказал, что обстройка собора так же, как и основной объем, относилась к домонгольской эпохе.


Главное украшение собора - многочисленные рельефы, которые можно рассматривать бесконечно:



























А вот первый космонавт земли - Александр Македонский:

Для полета в космос он воспользовался двумя грифонами - зверями могучими и, вероятно, тупыми. Он держал у них перед клювами мясо и те пытались долететь до него (вместо того, чтобы зохавать самого Александра). К сожалению, в наши дни грифоны повывелись, поэтому для полетов в космос приходится строить ракеты.
































Теперь заглянем внутрь собора.





В нем сохранились фрагменты фресок:




В этом соборе обычно никого не хоронили, но отказать губернатору Владимирской губернии Роману Илларионовичу Воронцову церковные власти не смогли:

Старый крест с собора:

И фрагменты деталей:



Journal information