babs71 (babs71) wrote,
babs71

Опыт автобусной экскурсии...

Этой осенью я получил достаточно экстремальный, но прикольный опыт ведения автобусной экскурсии. Дело в том, что мне предложили стать гидом в двухдневной автобусной экскурсии Псков-Новгород.

От меня требовались трассовые экскурсии и обзорные экскурсии по Пскову и Новгороду (по часу времени в каждом из городов, остальное вели местные гиды). Времени на подготовку у меня было чуть меньше двух недель, специфические познания об истории Новгорода и Пскова практически отсутствовали. Единственное что утешало, в обоих городах я был по нескольку раз и неплохо представлял их себе визуально. В общем, я решил рискнуть, и согласился.
Две недели я в пожарном порядке запихивал себе в голову "Очерки истории средневекового Новгорода" Янина, которые затем кусками пересказывал туристам. Также полный фурор произвел пересказ лекции А. Зализняка "Новгородская Русь по берестяным грамотам". ;-)
Сложнее было с Псковом - никакой серьезной литературы по нему в инете я не нашел. Впрочем, тут меня спас сборник древнерусских воинских повестей, из которого я зачитывал туристам "Сказание о благоверном князе Довмонте" (целиком) и "Повесть о прихождении на богоспасаемый град Псков Стефана Батория" (самый ударный отрывок с описанием штурма и боя в проломе).

Первая "санитарная" остановка была под Лугой, у памятника "Партизанская слава". Воспользовавшись свободным временем я смог сфотографировать его:

Неподалеку от памятника, через дорогу стоит старый ДОТ (вероятно, он относился к Лужскому рубежу), на вершину которого зачем-то водрузили надолб:

Далее мы не заезжая во Псков поехали прямо в Печоры. Поскольку я уже в свое время выкладывал их фотографии у себя в блоге, ограничусь ссылкой: http://babs71.livejournal.com/365457.html
Однако появилось и кое-что новое - совсем свежий памятник Корнилию Печерскому (мы приехали буквально через несколько дней после его установки):

Корнилий был казнен Иваном Грозным. Согласно легенде, Грозный собственноручно отрубил ему голову, после чего немедленно покаялся, взял тело на руки и понес в монастырь. Дорога, на которую капала кровь, получила название "Кровавый спуск". Впрочем, в свое время я слышал еще более экзотический вариант: сам обезглавленный игумен встал, взял в руки свою голову и пошел в монастырь.

И небольшой артефакт из монастыря - канализационный люк необычной формы:

Нам повезло с дорогой, поэтому на обзорную экскурсию осталось не час, а полтора часа. Поэтому я сперва отвез свою группу к "Пролому", показав памятник на месте боя и церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома. Затем мы приехали в Мирожский монастырь, где нам удалось посмотреть его фрески. Дальше время уже поджимало, поэтому мечты дать людям полюбоваться видами Гремячей горы и устья Псковы, остались только мечтами (скажу честно, лично я на такую "скоростную" экскурсию в принципе не поехал бы, поскольку и Псков и Новгород заслуживают минимум два дня каждый на осмотр).
После обеда в кафе я передал группу местному гиду, который повел ее в Кром. Я же, поскольку в псковском кремле уже бывал, ограничился только тем, что заглянул вместе с группой в собор (в прошлую поездку мне не удалось туда попасть), а затем гулял по книжным и антикварным лавкам.

После окончания экскурсии мы все погрузились в автобус и поехали в Новгород. По дороге до Новгорода я развлекал группу рассказами на военно-исторические темы - про Александр Невского (рассказал о разных версиях вопроса "стучал ли Александр на брата Батыю или не стучал") и, поскольку путь наш лежал через Сольцы, рассказывал о контрударе под Сольцами (краткий пересказ главы из Исаева aka dr_guillotin).
Tags: Ленинградская область, Памятники, Псков, Путевые заметки, Фортификация
Buy promo for minimal price.