babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

XX век. Искусство и бомбы. Герника

Меньше чем через 20 лет после окончания Первой Мировой войны произошли события, после которых ужасы первых бомбардировок стали казаться ничтожными. 27 апреля 1937-го года авиация франкистов разбомбила небольшой испанский городок Герника. В бомбардировке участвовало 18 Ju-52 (к началу Второй Мировой войны они уже будут переведены в транспортную авиацию как устаревшие), 2 Не-111, 1 Do-17 и три итальянских SM-79. Прикрытие осуществляли пять Не-51. 
 
Всего на город сброшено примерно 22 тонны бомб. Было разрушено три четверти зданий города.
 
Среди погибших было опознано и идентифицировано 1654 человека, но по всей вероятности, погибших могло быть и больше (в городе было много беженцев, а кроме того, из многих завалов не успели разобрать достать тела, а через три дня в город вошли франкисты, которые не были заинтересованы в точном подсчете жертв). Эта бомбардировка вызвала огромное возмущение в Испании и во всем мире.
 
Международную известность этому эпизоду придал английский журналист Джон Стир, посетивший город вскоре после налета (недавно в Гернике ему был поставлен памятник). 

Он осмотрел разрушения, досконально опросил местных жителей, нашел осколки бомб, имевшие на себе немецкие клейма (Германия подписала Пакт о невмешательстве в дела Испании и отрицала свое участие в войне). Его  статья в газете Таймс имела широкий международный резонанс и хотя франкисты пытались отрицать факты, сваливая всю вину на республиканцев, но правда стала известной во всем мире. 
Стоит заметить, что споры об этих событиях актуальны и сейчас. Немцы в своих мемуарах активно старались преуменьшить свою вину, сваливая все на случай и плохую погоду. Старательно занижали количество жертв (до 100 человек) и в Испании времен Франко. Отметились в этом не самом достойном занятии и наши либералы. Вот цитата из передачи радиостанции «Эхо Москвы»:
«Да, но миф запустил английский журналист по фамилии не то Штерн, не то Штарн, который находился в Гернике, относительно такого чудовищного количества убитых, но когда через несколько дней в Гернике побывала целая группа иностранных журналистов, они не увидели никаких разрушений в городе. Однако миф был уже запущен и он уже работал». 
Похоже, господа с «Эха Москвы» судят о происшедшем по собственному журналистскому опыту. А упоминание о журналистах, приехавших позже и не заметивших разрушений, просто умиляет. Если учесть, что через три дня Герника была захвачена франкистами, которые отрицали факт бомбардировки, можно уверенно предположить, что журналистов этих привезли франкисты и показали им именно то, что хотели (да и были эти журналисты, скорее всего из Германии или Италии). Впрочем, чему тут удивляться. Агрессивная безграмотность наших либералов в вопросах истории давно стала притчей во языцех.
Откликом на события в Гернике стало знаменитое полотно Пабло Пикассо «Герника».
 
По словам Рафаэля Альберти: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Художник работал над картиной по 12-14 часов в сутки. Огромное полотно (3,5*8 м) было написано меньше чем за месяц.
В июне 1937 года картина была выставлена в павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже и встретила достаточно настороженную реакцию публики. Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал: «Герника» видела в основном спины посетителей». Многие критики отказывали картине в художественности, называя полотно "пропагандистским документом", а мадридский журнал "Сабадо графико" даже писал: "Герника - полотно огромных размеров - ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь". И только со временем к картине пришло заслуженное признание.
Актуальна «Герника» и сегодня. В 2003 году случился скандал, когда стало известно, что копия картины, висящая в здании ООН была закрыта тканью. По официальной версии, причиной этого стали требования телевизионщиков (для съемки интервью с членами совбеза, которая обычно происходила в этом месте, телевизионщикам требовался одноцветный фон). Однако «Герника» висела на этом месте с 1985 года, а мешать начала, когда в Совете Безопасности ООН обсуждался вопрос о вторжении в Ирак.
Менее известен отклик на события в Гернике другого гения - русского живописца Павла Филонова. Вот две его работы, датированные 1938-м годом:
 "Налет" 
 "После налета"
Tags: Война, Искусство, История, Музы и пушки, Политика
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments