Меньше чем через 20 лет после окончания Первой Мировой войны произошли события, после которых ужасы первых бомбардировок стали казаться ничтожными. 27 апреля 1937-го года авиация франкистов разбомбила небольшой испанский городок Герника. В бомбардировке участвовало 18 Ju-52 (к началу Второй Мировой войны они уже будут переведены в транспортную авиацию как устаревшие), 2 Не-111, 1 Do-17 и три итальянских SM-79. Прикрытие осуществляли пять Не-51.
Всего на город сброшено примерно 22 тонны бомб. Было разрушено три четверти зданий города.
Среди погибших было опознано и идентифицировано 1654 человека, но по всей вероятности, погибших могло быть и больше (в городе было много беженцев, а кроме того, из многих завалов не успели разобрать достать тела, а через три дня в город вошли франкисты, которые не были заинтересованы в точном подсчете жертв). Эта бомбардировка вызвала огромное возмущение в Испании и во всем мире.
Среди погибших было опознано и идентифицировано 1654 человека, но по всей вероятности, погибших могло быть и больше (в городе было много беженцев, а кроме того, из многих завалов не успели разобрать достать тела, а через три дня в город вошли франкисты, которые не были заинтересованы в точном подсчете жертв). Эта бомбардировка вызвала огромное возмущение в Испании и во всем мире.
Международную известность этому эпизоду придал английский журналист Джон Стир, посетивший город вскоре после налета (недавно в Гернике ему был поставлен памятник).

Он осмотрел разрушения, досконально опросил местных жителей, нашел осколки бомб, имевшие на себе немецкие клейма (Германия подписала Пакт о невмешательстве в дела Испании и отрицала свое участие в войне). Его статья в газете Таймс имела широкий международный резонанс и хотя франкисты пытались отрицать факты, сваливая всю вину на республиканцев, но правда стала известной во всем мире.
Он осмотрел разрушения, досконально опросил местных жителей, нашел осколки бомб, имевшие на себе немецкие клейма (Германия подписала Пакт о невмешательстве в дела Испании и отрицала свое участие в войне). Его статья в газете Таймс имела широкий международный резонанс и хотя франкисты пытались отрицать факты, сваливая всю вину на республиканцев, но правда стала известной во всем мире.
Стоит заметить, что споры об этих событиях актуальны и сейчас. Немцы в своих мемуарах активно старались преуменьшить свою вину, сваливая все на случай и плохую погоду. Старательно занижали количество жертв (до 100 человек) и в Испании времен Франко. Отметились в этом не самом достойном занятии и наши либералы. Вот цитата из передачи радиостанции «Эхо Москвы»:
«Да, но миф запустил английский журналист по фамилии не то Штерн, не то Штарн, который находился в Гернике, относительно такого чудовищного количества убитых, но когда через несколько дней в Гернике побывала целая группа иностранных журналистов, они не увидели никаких разрушений в городе. Однако миф был уже запущен и он уже работал». Похоже, господа с «Эха Москвы» судят о происшедшем по собственному журналистскому опыту. А упоминание о журналистах, приехавших позже и не заметивших разрушений, просто умиляет. Если учесть, что через три дня Герника была захвачена франкистами, которые отрицали факт бомбардировки, можно уверенно предположить, что журналистов этих привезли франкисты и показали им именно то, что хотели (да и были эти журналисты, скорее всего из Германии или Италии). Впрочем, чему тут удивляться. Агрессивная безграмотность наших либералов в вопросах истории давно стала притчей во языцех.
Откликом на события в Гернике стало знаменитое полотно Пабло Пикассо «Герника».
По словам Рафаэля Альберти: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Художник работал над картиной по 12-14 часов в сутки. Огромное полотно (3,5*8 м) было написано меньше чем за месяц.
В июне 1937 года картина была выставлена в павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже и встретила достаточно настороженную реакцию публики. Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал: «Герника» видела в основном спины посетителей». Многие критики отказывали картине в художественности, называя полотно "пропагандистским документом", а мадридский журнал "Сабадо графико" даже писал: "Герника - полотно огромных размеров - ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь". И только со временем к картине пришло заслуженное признание.
Journal information