babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Петербург. Музей Суворова. 1901 - 1904

Среди музейных зданий специальной постройки, расположенных в нашем городе, одно из самых интересных –Музей Суворова. Похожее на крепость здание располагается на углу Кирочной и Таврической улиц.

Идея об увековечении памяти Суворова возникла в связи с приближением 100-летия со дня смерти Суворова. 2 марта 1898 года была учреждена при Главном штабе «Комиссия по разработке вопроса об увековечении памяти генералиссимуса князя Италийского, графа Суворова-Рымникского» (Суворовская комиссия) и одновременно объявлен сбор средств по добровольной подписке. Первое заседание комиссии состоялось 15 октября того же года. На нем было принято решение об увековечении памяти созданием музея, так как музей «в несравненно большей степени, чем монумент, отвечает идее увековечения памяти генералиссимуса» и будет «со всевозможной полнотой содействовать восприятию и самой личности генералиссимуса… и его эпохи».


Первоначально планировалось построить для музея небольшое здание, общая стоимость которого не превышала бы 50 тыс. рублей.

Предполагалось «Главное помещение в виде большого зала предназначить вообще для вещественных предметов памяти о Суворове; два же других, вроде аудиторий, специализировать для книг, рукописей, гравюр, картин, медалей, и прочего со всеми удобствами для чтения лекций и частных занятий». Однако, сборы пожертвований превзошли самые смелые ожидания (было собрано 298 тысяч рублей), что позволило сделать здание музея более богатым.

На предложение комиссии прислать проекты будущего здания было прислано несколько проектов архитекторами Д. И. Гриммом, В. Ф. Свиньиным, Р. Р. Бахом и инженер-подполковником, членом Суворовской комиссии В. К. Фалевичем. Однако, все они были отвергнуты из-за «недостаточно выявленных условий задачи».


Одновременно выбиралось место для размещения музея. В качестве вариантов рассматривались Марсово поле, Михайловский сад, сквер у реки Фонтанки, место между конным памятником Петру I и садом дома бывшего военного министра Ванновского. Наконец, 13 октября 1899 года поступило правительственное распоряжение возводить здание Суворовского музея на Преображенском плаце, вблизи новых корпусов Академии Генерального штаба и о передаче всех дел, касающихся музея, «попечению вышеназванной Академии».

Первоначально под музей выделили участок на углу Госпитальной и Парадной улиц. Однако, по инициативе архитектора А. И. фон Гогена (он был членом комиссии и одновременно главным архитектором строительства Академии Генерального штаба) было решено добиваться места на углу Таврической и Кирочной улиц. Фон Гоген доказывал: «памятник великого народного героя, сооружение, к участию в котором приходит вся русская армия, должен быть более открыт, ему не место середина плохой узкой улицы; настоящее место ему на углу Таврической и Кирочной, на месте участка, занятого открытым манежем офицерской кавалерийской школы. На этом месте музей памятник будет открыт на четыре стороны. Кирочная улица делает на этом месте перелом, что дает музею особо выгодной положение, а затем сама улица одна из более широких и лучших в этой части города. Одним фасадом музей должен быть обращен к императорскому Таврическому саду, другим к перекрестку Таврической и Кирочной улиц… Если отодвинуть здание в глубь места, образуется удобная площадка, необходимая для памятника, площадка всегда может быть увеличена, если от принадлежащего казне места №43 по Кирочной улице может быть со временем сделан сквер. Положение музея на этом месте даст полную возможность расширить его пристройкой галерй для помещения памятников русских побед всех времен, кроме того, поставить тут же, перенесенную из села Кончанского церковь, имеющую историческое значение…»

Требуемый участок был выделен комиссии с условием, что Комиссия предоставит взамен него другой такой же участок офицерской кавалерийской школе на территории, прилегающей к Академии.

В дни юбилея Суворова, 3 мая 1900-го года на плацу лейб-гвардии Преображенского полка была освящена доставленная в разобранном виде из села Кончанского деревянная церковь, существовавшая при жизни Суворова.

Рядом с ней, в большой походной палатке под вывеской «Суворовский музей» была выставлена часть экспонатов.


Следующим этапом разработки проекта здания стал архитектурный конкурс, прошедший под эгидой Академии художеств. Условия конкурса в 1899-м году разрабатывали академики Р. А. Гедике, Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, А. О. Томишко, А. Н. Бенуа и В. В. Суслов. По его условиям предусматривалось присуждение трех премий – 1500, 1000 и 500 рублей (плюс по 500 рублей за каждый непремированный, но приобретенный комиссией проект. 1 июня 1900-го года конкурс был официально объявлен. К 2 января 1901 года было представлено 14 проектов здания. Первую премию получил проект А. И. Дитриха, вторую – И. П. Володихина, третью – Л. Н. Кекушева. Кроме того приобрели еще два проекта – Е. М. Штифельмана и братьев А. И. и Н. И. Дмитриевых.
Проект Дмитриевых:
главный фасад
боковой фасад
план 2-го этажа
разрез
Однако все проекты значительно превзошли указанную в условиях конкурса стоимость (от 250 до 300 тысяч рублей). Поэтому комиссия приняло решение поручить составить проект А. И. фон Гогену. Он разработал два проекта здания – в классическом стиле

и в русском. Проект в классическом стиле кроме фон Гогена подписал Г. Д. Гримм, проект в русском стиле (который и был выбран комиссией к реализации)– только фон Гоген, однако в качестве автора здания часто называют обоих архитекторов. 5 мая 1901 года проект был утвержден, а 8 июня 1901 года состоялась церемония закладки здания.


Одновременно была начата работа над созданием мозаичных панно, украшающих фасад. Картоны для создания мозаик заказали художникам А. Н. Попову и Н. А. Шабунину.

Согласно условиям договора, который А. Н. Попов и Н. А. Шабунин подписали в июне 1901-го года они обязались представить эскиз картины не позднее 20 августа 1901 года.


Картон и картину они должны были представить не позднее 1 июня 1902 года. За работу художникам причиталось 4000 рублей, при этом картины оставалась их собственностью.


1000 рублей из них должны были быть выплачены по представлении эскиза. В случае неисполнения условий комиссии художники обязаны были возвратить выданную тысячу рублей и уплатить 500 рублей неустойки.
Художник Н. А. Шабунин за работой над картоном. 1903 г.
Шабунин (он писал «Отъезд Суворова из села Кончанского»), завершил работу над картиной и картоном в марте 1903 года. Попов же несколько задержал предоставление картона (впрочем, в отличии от Шабунина он и путешествовал дальше – в Швейцарию, поскольку писал «Переход Суворова через Альпы») и закончил его в декабре 1903 года.


Сами мозаики выполнили мозаичисты «Общества взаимного вспомоществования русских художников» - Н. Е. Масленников и М. И. Зощенко (отец известного писателя). Мозаики были готовы 15 октября 1904 года.

Одновременно была выполнена еще одна мозаика, изображающая герб Суворова:


Торжественное открытие музея состоялось 13 ноября 1904 года. Новый музей официально находился в ведении Академии Генерального штаба. Ее начальник именовался попечителем музея, а управляющий музеем назначался из числа преподавателей.

В марте 1918-го года большая часть коллекций музея была эвакуирована вместе с остальным имуществом Академии в Екатеринбург. Там она попала в руки белых и впоследствии обнаружено на острове Русский близ Владивостока. К счастью, из всего списка экспонатов не досчитались только 10 единиц хранения (из 1493-х).

Однако, в 1925-м году было решено не открывать отдельный Суворовский музей и все его экспонаты передали единому Военному историко-бытовому музею (в кронверке Петропавловской крепости). Позднее, в 1937-м году все собрание официально передали Артиллерийскому музею.

Само здание музея отремонтировали. В нем размещались сперва горсовет Осоавиахима, с 1932 года – Военно-политическая академия имени Ленина, затем – клуб Военно-транспортной академии.

В годы войны здание сильно пострадало от попадания тяжелой бомбы.

В 1949-м году (в связи с наступающим 150-летним юбилеем со дня смерти Суворова) было принято решение о восстановлении музея.
Суворовцы на субботнике во время работ по восстановлению музея. 1950 г.
Реставрационные работы в основном завершили к апрелю 1950-го года, однако стены музея за несколько лет стояния без кровли впитали много влаги и их просушка затянулась еще практически на год, так что вновь музей открылся только 2 мая 1951 года.

Позади музея стоит старый постамент с надписью «Родному полку».

Это постамент от памятника подвигу гренадера Леонтия Коренного. «В сражении под Лейпцигом, когда Финляндский полк вытеснял из селения Госсы французов, а 3-й батальон полка обошёл селение, батальонный командир полковник Жерве со своими офицерами первые перелезли через каменную ограду, и егеря бросились за ними, погнали уже французов; но, быв окружены многочисленным неприятелем, крепко отстаивали свое место; многие офицеры были ранены; тогда Коренной, пересадив батальонного командира и раненых начальников своих через ограду, сам собрал удалых, отчаянных егерей и стал отстаивать, покуда раненых офицеров другие егеря спасали с места сражения. Коренной с горстью лихих стрелков стоял крепко и удерживал место сражения, крича: „не сдаваться, ребята“. Сначала они отстреливались, но многочисленность неприятеля стеснила наших так, что они отбивались штыками… все пали, одни убитые, а другие раненые, и Коренной оставался один. Французы, удивляясь храброму егерю, кричали, чтобы он сдался, но Коренной в ответ поворотил ружье, взял за дуло и отбивался прикладом. Тогда несколько неприятельских штыков положили его на месте, и кругом этого богатыря лежали все отчаянно защищавшиеся наши, с кучами убитых ими французов. Все мы оплакивали, — прибавляет рассказчик[кто?], — храброго „дядю Коренного“. Через несколько дней, к величайшей радости всего полка, „дядя Коренной“ явился из плена, покрытый ранами; но, к счастью, раны все были не тяжелы. Это делает честь французам, которые наносили ему только легкие раны, уважая примерную его храбрость». Покрытый 18 ранами, Коренной, вернувшись в полк, рассказал про свое пребывание в плену, где слава об его выдающейся храбрости распространилась по всем французским войскам, а он сам был представлен Наполеону, поинтересовавшемуся увидать русского чудо-богатыря. Поступок Коренного так Бонапарта, что он в приказе по своей армии поставил Финляндского гренадера в пример всем своим солдатам.

Памятник Коренному был поставлен по проекту академика архитектуры И. С. Китнера, при участии скульптора Е. И. Малышева и литейщика К. А. Робекки.

Но, к сожалению, от него сохранился только пьедестал.
Tags: Гримм Г.Д., Дмитриев А. И., Дмитриев Н. И., Дореволюционная архитектура, История, Китнер И. С., Петербург, фон Гоген А. И.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments