babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Петербург. Дом Общества поощрения художеств. 1877-78, 1890-93

Один из центров художественной жизни Петербурга располагается на Большой Морской улице. Это – бывшее здание Общества поощрения художеств, в котором ныне располагается Санкт-Петербургский Союз художников (Большая морская ул., 38/ наб. реки Мойки, 83). Вот его фотографии в начале прошлого века и в наши дни:

Общество поощрения художников (с 1882-го года оно стало Императорским обществом поощрения художеств) было основано в 1821-м году. Его главной целью было «всеми возможными средствами помогать художником, оказывающим дарование и способствовать к распространению всех изящных художеств».


Деятельность общества была весьма разнообразной: оно материально поддерживало начинающих художников (так, среди его стипендиатов были Карл и Александр Брюлловы), в годы крепостного права способствовало освобождению десяти художников от крепостной зависимости, имело свой музей, а с 1857-го года взяло на свое содержание Рисовальную школу, основанную в 1839-м году министерством финансов.
Директора Рисовальной школы Е. А. Сабанеев и Н. К. Рерих:

Для своей деятельности обществу требовалось собственное здание. В 1870-м году оно получило в дар от государства дом статс-секретариата Царства Польского. Полученный дом общество обменяло на обер-полицмейстерский дом на Большой Морской (этот дом оценивался на 70 тысяч рублей дешевле, но имел более удобное расположение).


Дом на Большой Морской вел свою историю с начала 1760-х годов. В 1802-м году в нем разместили канцелярию военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга (с 1866-го года после упразднения генерал-губернаторской должности его передали обер-полицмейстеру).

Архитектор М. Е. Месмахер разработал проект перестройки здания. Правда приступить к перестройке смогли не сразу, поскольку дом статс-секретариата Царства Польского был освобожден для обмена только в 1877-м году (а следовательно, задерживался и обмен).


Перестройка началась 3 июня 1877 года. Для защиты от огня были устроены своды, отделяющие бельэтаж (там размещался музей) от нижнего этажа, а полы второго этажа выложены мозаикой. Был устроен новый вход с вестибюлем и каменной парадной лестницей. Два новых трехэтажных каменных корпуса соединили корпуса на Большой Морской и Мойке.


Со стороны Большой Морской на первом этаже разместилось четыре магазина; со стороны Мойки устроены три жилые квартиры, а внутри двора разместились квартиры для прислуги и дворников. Второй этаж был отведен под музей, третий – под рисовальную школу.


В дальнейшем здание многократно перестраивалось по мелочам, пока в 1890-м году руководство общества не пришло к выводу о необходимости капитальной перестройки здания.


Проект перестройки был разработан архитектором И. С. Китнером.
фасад и план третьего этажа (1- помещение об-ва архитекторов, 2- музей, 3 - выставочные залы)
Здание надстраивалось по периметру, что позволяло со стороны Большой Морской устроить двусветный выставочный зал с галереей и световым фонарем на крыше. Со стороны Мойки прибавлялись помещения для Санкт-Петербургского общества архитекторов, квартиры для служащих и ателье рисовальной школы на верхнем этаже.


Сложность в перестройке вызывала необходимость вести ее без переноса музея и закрытия магазинов. Для обеспечения пожарной безопасности музея над ним уложили железобетонное перекрытие.



Фасад здания оформили в неоренессансном стиле, украсив мозаичной вывеской и статуей «Торжество Гения», созданной по модели скульптора Р. Р. Баха (к сожалению, ныне она утрачена).







Перестройка здания заняла три года и закончилась в 1893-м году.



После революции Рисовальная школа покинула здание, переехав сперва на Литейный проспект, а позднее – на Таврическую улицу (она именовалась в это время сперва Художественно-промышленным техникумом, позднее – художественным училищем имени Серова, а в наши дни носит имя одного из своих директоров – Н. К. Рериха).


Само Общество поощрения художеств продолжало действовать до 1929-го года, когда его сменил Союз художников, Ленинградской организации которого и был передан дом.



В годы Блокады здесь на казарменном положении жили и работали мастера-карикатуристы, выпускавшие плакаты «Боевого карандаша». А 2 января 1942-го года в Малом зале открылась художественная выставка художников блокадного города. Несмотря на то, что транспорт в городе не ходил, а температура в зале не отличалась от уличной, у выставки были зрители – в день приходило до 20 человек.
Художники "Боевого карандаша" в литографской мастерской. Слева направо: В. А. Кобелев, Н. Е. Муратов, Н. М. Быльев, И. Ф. Холодов, Ю. Н. Петров, И. С. Астапов, В. И. Курдов. В центре - печатник И. М. Пожильцов:

Н. Е. Муратов за работой над плакатом:

О том, как протекала жизнь в этом здании, мы можем увидеть на старых фотографиях.
Выставка в Большом зале. 1910 г.:


Выставка в Большом зале. 1915 г.:


Педагогический совет Рисовальной школы. 1911 г.:


Женский класс Рисовальной школы. 1910 г.:


Выставка ученических работ 1911 года:


Класс рисования животных. С учениками школы руководитель класса А. А. рылов. 1912 г.:


Выставочный зал. 1912 г.:


Члены Крмитета ОПХ на праздновании 75-летия Рисовальной школы. 1914 г.:

Из тех, кто присутствует на снимке, я могу опознать Щуко (он сидит в первом ряду вторым слева), Рериха (он за столом второй слева) и Рылова (он стоит в заднем ряду в центре). Буду рад, если мне подскажут, кто остальные.

Слева направо: художники Н. И. Костров, К. С. Петров-Водкин, А. П. Остроумова-Лебедева, В. Н. Прошкин, Н. Э. Радлов, И. Н. Попов-Воронежский на заседании выставочного комитета. 1937 г.:


Ю. Васнецов (первый слева) в группе художников в Большом зале ЛОСХ. В центре - Председатель Правления ЛОССХ В. Серов (пятый слева). 1940-е:


Ю. Васнецов, В. Малагис, Я. Николаев, В. Серов в группе художников на выставке в Большом зале ЛОСХ. 1940-е:
Tags: Блокада, Дореволюционная архитектура, История, Китнер И. С., Месмахер М. Е., Фотография
Subscribe
promo babs71 14:46, sunday 6
Buy for 100 tokens
1 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Богословское кладбище". Богословское кладбище находится на окраине Петербурга. Хотя оно ведет свою историю с 1844-го года, дореволюционные захоронения на нем не сохранились. Тем больший интерес представляют захоронения советских и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments