Самым же заметным сооружением Бабигона, безусловно, является дворец Бельведер.
Во времена Николая I Бабигон был частью территории Лугового парка, разбитого в 1835-57 годах садовым мастером П. И. Эрлером, инженером М. И. Пилсудским и лесоводом Е. А. Петерсоном.
П. Борель. Дворец Бельведер в Луговом парке:
Проекты зданий и сооружений в этом парке создавал архитектор А. И. Штакеншнейдер, идеи же сооружений высказывал лично император (сохранились его рисунки Бельведера и других сооружений, переданные им Штакеншнейдеру).
М. Зичи. Николай I на Бабигоне. 1853 г. (второй справа от императора - А. И. Штакеншнейдер)
Проект Бельведера был составлен в 1850-м году, в начале 1852 года проектные чертежи были утверждены и началось строительство.
Здание строилось из кирпича, цоколь и наружная лестница - из "полевого" петергофского гранита.
Рассматривались различные варианты материала для изготовления кариатид портика и колонн для колоннады второго этажа - из серого сердобольского гранита и из белого каррарского мрамора.
Выбор был за императором, который остановил свой выбор на граните.
В середине 19-го столетия в моде были яркие цветовые решения, поэтому Штакеншнейдер использует для темно-серых гранитных колонн базы и капители из белого мрамора. Сами же темные колонны ярко выделяются на фоне светлых стен. Еще одно яркое пятно - карниз терракотового цвета.
Бельведер был богато украшен скульптурой. На постаментах по бокам от здания стояли очередные копии клодтовских коней:
Интересно, что Штакеншнейдер хотел установить конные группы в парке по сторонам от Бельведера, но по требованию Николая группы поставили наверху, на уровне цоколя здания. После смерти Николая I, когда пьедесталы были уже установлены, но сами статуи еще не отлиты, Штакеншнейдер обратился к Александру II с предложением вернуться к своему проекту. Новый император сперва согласился со Штакеншнейдером, но после того, как он узнал, что пьедесталы уже стоят на местах и их перенос потребует дополнительных расходов, он распорядился сделать архитектору "строгое замечание и внушение" через министра Двора.
На площадке лестницы размещалась группа, изображающая полулежащего скифа, барса вонзившего в скифа свои когти и собаки, ухватившейся за ухо барса и оттягивающей его в сторону. Группу эту подарил Николаю I в 1854-м году прусский король и она являлась аллегорией (скиф означал Россию, барс - Австрию, а собака - дружественную России Пруссию).
Тумбы перил лестницы и парапета также были украшены многочисленными скульптурами и вазами:
Окончание строительства Бельведера затянулось из-за Крымской войны (не могли доставить мраморные колонны из Италии для внутренней отделки здания) и завершилось в 1856-м году.
К несчастью, здание сильно пострадало в годы войны.
Сам дворец не был разрушен, но в нем устроили склад боеприпасов.
Были уничтожены отдельные детали декора, разбита вся каменная скульптура, а бронзовая - похищена.
В советское время здание восстановили, на месте бывшей перголы был построен корпус санатория:
Впрочем, надо признать, что корпус в неоклассическом стиле смотрится достаточно органично.
Journal information