babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Петербург. Экипажное заведение Дирекции императорских театров. 1894, 1897

Недавно я писал в своем блоге о здании декорационного зала и магазина на Большой Подьяческой улице. А сегодня мы поговорим о здании, расположенном с другой стороны этого сквозного участка (Вознесенский пр., 39). Это бывшее здание Экипажного заведения Дирекции императорских театров:

Еще в 1758-го года императрица Елизавета Петровна распорядилась предоставлять придворным музыкантам экипажи и лошадей, поскольку музыканты ходят на представления "пешие и инструменты малые и большие носят с собою, что соизволимо принять весьма за неприличное".

Первоначально лошади были наемными, а изготовление и ремонт экипажей производились в частных мастерских. Но в XIX-м веке у Дирекции императорских театров появилось собственное Экипажное заведение. Вот как вспоминал о его деятельности Директор императорских театров В. А. Теляковский:
"Вообще экипажное заведение как учреждение, доставлявшее артистам императорских театров кареты для доставки их в театр и развоза по домам, отжило свое время.

О каретах этих, как и каретах, поставляемых в Москве подрядчиками для этой же цели, ходили разные анекдоты. Кареты, представлявшие из себя целые дома, вроде Ноева ковчега, были столь велики, что в них свободно можно было возить по шесть человек и больше. В кареты эти, очень грузные, на толстых колесах, впряжены были маленькие шведки, а в Москве особые старые россинанты. На козлах сидели допотопные кучера из конюхов, которые лишь помощью кнута заставляли лошадей тащить этот допотопный экипаж. Двигались кареты эти медленно и употребляли немало времени, чтобы по очереди заезжать по домам, где жили артисты. Такой рыдван, остановившись у подъезда дома, если артист не ждал его на подъезде, останавливался иногда надолго. Кучер слезал с козел и отправлялся звонить в квартиру артиста или артистки, живущих иногда в пятом этаже. В это время сидящие в рыдване дожидались своих коллег, и таким образом все это проделывалось у каждого нового подъезда, а потому и некоторым артистам надо было чуть не за два часа выезжать из дому. Та же процедура проделывалась по окончании спектакля.

Конечно, в прежнее время, когда не было трамваев, кареты эти были необходимы. Но на деле ими пользовались не те, у которых не было денег на извозчика, а, напротив, премьеры, режиссеры, балетмейстеры, капельмейстеры и другие привилегированные, а хористам, кордебалету, оркестру и выходным карет не хватало. Такие даже артисты, как Шаляпин, Фигнер, Савина, Славина и другие, пользовались этими каретами. Балетмейстер Петипа и балетмейстер Лев Иванов тоже ездили в этих каретах, причем последний брал иногда карету, чтобы ехать гулять в Летний сад. Пользовались ими и для своих частных дел, свадеб и переездов на дачи чиновники и другие служащие, не говоря уже об администрации самого экипажного заведения. Нужны они были особенно для детей театрального училища, когда их возили на спектакли балетные и оперные, в которых они участвовали. В такую карету набивали по десять человек. У артистического подъезда кареты эти во время спектакля стояли в ожидании окончания, причем на дышла вешались сетки с сеном, а кучера толпились на подъезде и в вестибюле подъезда или зимой разводили костры. Вся эта картина напоминала извозчичий двор или цыганский табор. Кругом летал навоз, клочки сена и тому подобные спутники скопления извозчичьих карет. Особенно грязное было место позади Александринского театра, где кареты эти дежурили. Даже Всеволожский, бывший директор, каретами этими пользовался, чтобы доехать от Подъезда директорского до подъезда дирекции. Такой же биржевой двор устраивался у здания Большого театра в Москве. Экипажное заведение и кареты в Москве стоили дирекции около 100 000 рублей в год".


Специальное здание для размещения Экипажного заведения было построено в 1894-м году по проекту В. А. Шретера.

В первом этаже располагались торговые помещения и контора, во втором - квартиры заведующего Экипажным заведением и ветеринара.


Шретер декорировал здание в своем излюбленном "кирпичном стиле", украсив его полосатой кладкой из желтых "виленских" и красных кирпичей.




А в 1897-м году он построил во дворе двухэтажный флигель для экипажей, конюшен и казармы на пятнадцать мастеровых.


P.S. В субботу, 7 марта, состоится премьера новой экскурсии "По полковым слободам", посвященной достопримечательностям территории бывших слобод Семеновского и Измайловского полков. Среди прочего мы увидим:
- Доходный дом Захаровых - Сиротский приют и доходный дом Латышской церкви - Доходный дом Васильевой - Доходный дом Фофановой - Школа в Батайском переулке - Особняк Дылева - Здание Константиновского артиллерийского училища - Витебский вокзал - Жилой дом с башней на Московском проспекте

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: http://babs71.livejournal.com/815660.html
Tags: Дореволюционная архитектура, Петербург, Шретер В. А.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments