babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Колпино. Адмиралтейские Ижорские заводы.

Сегодня мне удалось осуществить свою давнюю мечту. В сотрудничестве с сообществом "Петербургский краевед" я смог организовать экскурсию в Колпино с посещением Адмиралтейских Ижорских заводов. Раньше я мог только любоваться их цехами с заводской плотины, а сегодня я смог попасть с фотоаппаратом за проходную. Поэтому предлагаю совершить виртуальную прогулку по их территории.
Начнем снаружи, со здания заводоуправления:


На фасаде остались следы шести орденов завода - пяти советских (два ордена Ленина, Октябрьской революции, Трудового красного знамени, Отечественной войны 1-й степени) и одного болгарского:

Часы были поставлены на башне перед Первой Мировой войной:



Главная проходная:




И вот мы за оградой:

Вид на плотину №2, замыкающая полукруглый водоотводной канал (она сейчас в ремонте):

Рядом стоит один из самых старых цехов - бывшая лесопилка:


Здесь когда-то находилось водяное колесо, вращавшее валы. Выщербины на граните, скорее всего, следы войны:

На противоположном берегу виднеется "огрызок" от тепловой электростанции:

Здание когда-то было симметричным, имело повышенную среднюю часть и два боковых крыла. Увы, но после войны осталось одно крыло и одна ось от средней части:

Если не путаю, это машиносборочный цех:

Вид через бассейн в сторону главной плотины. В центре - заводская ГЭС (1907-го года постройки), справа - литейный корпус (1853-го года), справа - корпус газгольдера (1848-1853 годы, по словам экскурсовода, коксовые батареи размещались в этом же здании):

Самая старая часть завода, построенная еще по проектам Гаскойна и Гесте:



Разводной мост:


Зеленое здание на противоположном берегу (если не путаю) - кузнечный цех:





Торец цепопробного цеха:


Литейный корпус недавно вылизали, и он смотрится очень нарядно:








Подпорная стена плотины. С этой стороны цеха не сохранились:


Якорная кузница и круглое помещение для механического молота:




Электростанция:

От огромного окна сохранилась лишь малая часть:



Вид на разводной мост:




Цепопробный цех:


Газгольдер:




Мимо кузнечного цеха направляемся в "Дунькин переулок":

А с этой стороны от электростанции вдоль подпорной стены сохранились помещения мастерских:



А вот и переулок:




Аналогичные помещения мастерских в полуразрушенном состоянии (во время Блокады именно в таких цехах теплилась жизнь завода):




Вдоль кузнечного цеха движемся от главной плотины:



Интересная клепаная рама окна:

Контрфорсы внушают:


Снова разводной мост:




Взгляд назад, к плотине:


Тепловая электростанция:




На этом мысу когда-то стояли эллинги:



Машиносборочный цех:




На плитах вдоль берега сохранились заводские клейма "АИЗ":

И год выпуска - 1866 (в центре - якорь, еще одно клеймо завода):


А вот плиты с более поздним клеймом - 1872:



Виднеется сталепрокатный цех, построенный в 1890-м году по проекту архитектора Мерца (в Питере он построил здание водонапорной башни, в которой сейчас находится Музей воды):

К содалению, большую часть фасада закрыли пристройкой:





Один фасад испорчен, но есть и второй. Направляемся к нему. Трубопрокатный цех (также постройка Мерца):


Детали сталепрокатного цеха:






А с противоположной стороны меня ждало чудо (сложно по другому описать этот витраж):

Даже не верится, что это всего лишь цех для выпуска бронеплит:









Рядом цех, где была установлена первая мартеновская печь:

Цех закалки брони:


На обратном пути нам позволили заглянуть в цех, посмотреть на витраж изнутри. Прокатных станов здесь давно уже нет и цех используется как склад. Внутри он просто потрясает своими масштабами:



Крыша:

Очень интересная форма опор:


И снова трубопрокатный цех:


Возвращаемся к мосту:



Колеса, на которых вращалась разводная часть:



Вид с плотины №2 вниз:

И на город:

А вот фасад лесопильни. Позднее, когда надобность в лесопильне отпала, здесь разместилось производство латунных заготовок для снарядных гильз:



А рядом расположился гильзовый цех:









Заводская лаборатория (построена перед ПМВ):


Фонтан советских времен:





Очень любопытная конструкция - "фахверковые сараи", тонкие кирпичные стены (кладка в один кирпич) на железном каркасе:



Заглядываем внутрь:

Очень интересной формы кирпичи (прямо таки плинфа):





Виднеется термозакалочный цех, построенный под судостроительную программу после Русско-Японской войны (тогда потребовалось вдвое нарастить выпуск брони):





Пристройка к нему тоже фахверковой конструкции:





Пожарная команда:

Замечательный котэ (прямо черная пантера):








Водонапорная башня:




Слева бронезакалочный цех, за ним - бронеотделочный (именно в нем была сделана знаменитая фотография Буллы, на которой собирают броневики):


У завода было собственное кирпичное производство:


Бронезакалочный цех:





И снова бронеотделочный:


А этот цех был построен в 1920-е годы для производства алмазных буров для геологов:




Однако куда более известен он совсем другим. Вот его термический участок:

Именно здесь в 1942-м году производилась кремация павших защитников города и жителей Колпина. Позднее этот опыт распространили и на сам Ленинград, организовав крематорий на кирпичном заводе в Парке Победы.
А вот памятник на месте захоронения праха:







P.S. 18 апреля, в субботу состоится экскурсия по северо-западной части Васильевского острова.
Среди прочего мы увидим:
- Выдающийся памятник архитектуры конструктивизма: ДК имени Кирова.
- Здания женских Бестужевских курсов
- Интересные постройки в стиле сталинской неоклассики: первая школа, построенная по типовому проекту Н. Троцкого, здание Морского института связи и телемеханики, институт Горной механики и маркшейдерского дела.
- Гаванский рабочий городок.

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: http://babs71.livejournal.com/821953.html
Tags: Блокада, Гесте В., Дореволюционная архитектура, История, Колпино, Мерц И. А., Памятники, Петербург, Советская архитектура
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments