Начнем снаружи, со здания заводоуправления:
На фасаде остались следы шести орденов завода - пяти советских (два ордена Ленина, Октябрьской революции, Трудового красного знамени, Отечественной войны 1-й степени) и одного болгарского:
Часы были поставлены на башне перед Первой Мировой войной:
Главная проходная:
И вот мы за оградой:
Вид на плотину №2, замыкающая полукруглый водоотводной канал (она сейчас в ремонте):
Рядом стоит один из самых старых цехов - бывшая лесопилка:
Здесь когда-то находилось водяное колесо, вращавшее валы. Выщербины на граните, скорее всего, следы войны:
На противоположном берегу виднеется "огрызок" от тепловой электростанции:
Здание когда-то было симметричным, имело повышенную среднюю часть и два боковых крыла. Увы, но после войны осталось одно крыло и одна ось от средней части:
Если не путаю, это машиносборочный цех:
Вид через бассейн в сторону главной плотины. В центре - заводская ГЭС (1907-го года постройки), справа - литейный корпус (1853-го года), справа - корпус газгольдера (1848-1853 годы, по словам экскурсовода, коксовые батареи размещались в этом же здании):
Самая старая часть завода, построенная еще по проектам Гаскойна и Гесте:
Разводной мост:
Зеленое здание на противоположном берегу (если не путаю) - кузнечный цех:
Торец цепопробного цеха:
Литейный корпус недавно вылизали, и он смотрится очень нарядно:
Подпорная стена плотины. С этой стороны цеха не сохранились:
Якорная кузница и круглое помещение для механического молота:
Электростанция:
От огромного окна сохранилась лишь малая часть:
Вид на разводной мост:
Цепопробный цех:
Газгольдер:
Мимо кузнечного цеха направляемся в "Дунькин переулок":
А с этой стороны от электростанции вдоль подпорной стены сохранились помещения мастерских:
А вот и переулок:
Аналогичные помещения мастерских в полуразрушенном состоянии (во время Блокады именно в таких цехах теплилась жизнь завода):
Вдоль кузнечного цеха движемся от главной плотины:
Интересная клепаная рама окна:
Контрфорсы внушают:
Снова разводной мост:
Взгляд назад, к плотине:
Тепловая электростанция:
На этом мысу когда-то стояли эллинги:
Машиносборочный цех:
На плитах вдоль берега сохранились заводские клейма "АИЗ":
И год выпуска - 1866 (в центре - якорь, еще одно клеймо завода):
А вот плиты с более поздним клеймом - 1872:
Виднеется сталепрокатный цех, построенный в 1890-м году по проекту архитектора Мерца (в Питере он построил здание водонапорной башни, в которой сейчас находится Музей воды):
К содалению, большую часть фасада закрыли пристройкой:
Один фасад испорчен, но есть и второй. Направляемся к нему. Трубопрокатный цех (также постройка Мерца):
Детали сталепрокатного цеха:
А с противоположной стороны меня ждало чудо (сложно по другому описать этот витраж):
Даже не верится, что это всего лишь цех для выпуска бронеплит:
Рядом цех, где была установлена первая мартеновская печь:
Цех закалки брони:
На обратном пути нам позволили заглянуть в цех, посмотреть на витраж изнутри. Прокатных станов здесь давно уже нет и цех используется как склад. Внутри он просто потрясает своими масштабами:
Крыша:
Очень интересная форма опор:
И снова трубопрокатный цех:
Возвращаемся к мосту:
Колеса, на которых вращалась разводная часть:
Вид с плотины №2 вниз:
И на город:
А вот фасад лесопильни. Позднее, когда надобность в лесопильне отпала, здесь разместилось производство латунных заготовок для снарядных гильз:
А рядом расположился гильзовый цех:
Заводская лаборатория (построена перед ПМВ):
Фонтан советских времен:
Очень любопытная конструкция - "фахверковые сараи", тонкие кирпичные стены (кладка в один кирпич) на железном каркасе:
Заглядываем внутрь:
Очень интересной формы кирпичи (прямо таки плинфа):
Виднеется термозакалочный цех, построенный под судостроительную программу после Русско-Японской войны (тогда потребовалось вдвое нарастить выпуск брони):
Пристройка к нему тоже фахверковой конструкции:
Пожарная команда:
Замечательный котэ (прямо черная пантера):
Водонапорная башня:
Слева бронезакалочный цех, за ним - бронеотделочный (именно в нем была сделана знаменитая фотография Буллы, на которой собирают броневики):
У завода было собственное кирпичное производство:
Бронезакалочный цех:
И снова бронеотделочный:
А этот цех был построен в 1920-е годы для производства алмазных буров для геологов:
Однако куда более известен он совсем другим. Вот его термический участок:
Именно здесь в 1942-м году производилась кремация павших защитников города и жителей Колпина. Позднее этот опыт распространили и на сам Ленинград, организовав крематорий на кирпичном заводе в Парке Победы.
А вот памятник на месте захоронения праха:
P.S. 18 апреля, в субботу состоится экскурсия по северо-западной части Васильевского острова.
Среди прочего мы увидим:
- Выдающийся памятник архитектуры конструктивизма: ДК имени Кирова.
- Здания женских Бестужевских курсов
- Интересные постройки в стиле сталинской неоклассики: первая школа, построенная по типовому проекту Н. Троцкого, здание Морского института связи и телемеханики, институт Горной механики и маркшейдерского дела.
- Гаванский рабочий городок.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: http://babs71.livejournal.com/821953.htm
Journal information