У знакомого антиквара одолжил для сканирования вот этот артефакт:
Турбоэлектроход "Балтика" в девичестве носил имя "Вячеслав Молотов". Вместе со своим систершипом "Иосиф Сталин" (от него он отличался тем, что имел не угольное, а нефтяное отопление котлов) он был построен в Голландии на верфи «N.V. Nederlandsche Scheepsbouw Mij» в 1938-39 годах.
До войны "Вячеслав Молотов" успел совершить несколько рейсов в немецкие порты, а затем, с мая 1941-го года обслуживал линию Ленинград - Таллин.
7 августа 1941-го года, возвращаясь из Таллина с раненными, "Вячеслав Молотов" подорвался на мине. К счастью, его смогли отбуксировать в Ленинград, где он пережил блокаду, а после войны был отправлен на ремонт в Амстердам. Судьба его оказалась более удачной, чем у "Иосифа Сталина", погибшего на мине при эвакуации гарнизона Ханко.
В дальнейшем лайнер обслуживал линии Ленинград - Лондон, Одесса - Крым - Кавказ, Владивосток - Петропавловск-Камчатский
В 1957-м году, после того как Молотов выступил против Хрущева, турбоэлектроход, к этому времени вернувшийся на Балтику, соответственно переименовали в "Балтику".
В 1960-м году именно этот лайнер выбрал Хрущев, чтобы совершить вояж на Генеральную ассамблею ООН. До Британских островов лайнер сопровождал эскорт из кораблей Балтфлота (именно с этим эскортированием и связана та грамота, со скана которой я начал свой рассказ).
Вспоминает пассажирский помощник "Балтики" Евгений Куницын:
"У Никиты Сергеевича Хрущева в рейсе сложился такой режим: вставал он в 6 утра и поднимался на капитанский мостик, смотрел в бинокль, слушал объяснения капитана и со словами: "Не буду мешать нести вахту" удалялся на прогулку на шлюпочную палубу. За ним на некотором расстоянии следовали два телохранителя. Ему это явно не нравилось, Хрущев иногда окидывал их сердитым взглядом.
Официантки, обслуживающие Хрущева, говорили, что он часто называл поваров "создателями хорошего настроения" и просил передать шеф-повару благодарность за вкусную еду. Как-то вечером экипаж "Балтики" выступил перед пассажирами с концертом самодеятельности. Хор исполнил любимую песню Хрущева "Рушничок". Концерт закончился, но никому не хотелось расходиться.
- Пусть молодежь потанцует! - громким голосом предложил Хрущев.
Все присутствующие зааплодировали. Оркестр заиграл, раздался голос в микрофоне: "Танго, белый танец!"
Одна из бортпроводниц подбежала к Никите Сергеевичу и пригласила его на танец.
- Не обучен, - улыбнулся он. - А вот дипломат может! - И подтолкнул легонько стоявшего рядом ничего не подозревавшего министра иностранных дел.
Серьезному и неулыбчивому Андрею Андреевичу Громыко пришлось выручать шефа. А тот продолжал шутить:
- Танцуй, танцуй! Жене не скажу!"
Этот визит Хрущева в Нью-Йорк печально знаменит. Именно тогда он стучал по трибуне ботинком:
В дальнейшем "Балтика" работала на международных линиях, ходила в Лондон, Гавану, возила делегатов Фестивалей Молодежи, в 1986-м году во время переговоров Рейгана и Горбачева в Рейкъявике использовалась как плавучая гостиница для советской делегации.
В 1987-м году была продана на слом в Пакистан и в том же году разделана на металл.
P.S. 30 мая, в субботу состоится экскурсия "Остров Голодай и Смоленские кладбища"
Основным объектом этой экскурсии станут четыре кладбища, расположенных рядом и носящих общее имя «Смоленских». Это православное, лютеранское, армянское и блокадное кладбища, на которых похоронены многочисленные выдающиеся деятели русской истории и культуры. Помимо этого мы посетим предположительное место захоронения казненных декабристов и увидим следы одного из самых масштабных градостроительных проектов начала прошлого столетия - «Нового Петербурга», в создании которого принимали участие такие выдающиеся архитекторы как И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: http://babs71.livejournal.com/829401.htm
Journal information