В документах первое захоронение на этом кладбище датируется сентябрем 1863-го года. Первоначально кладбище именовали Засоборным (оно расположено за главным собором лавры). В 1868-71 годах по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова строится церковь святого Николая Мирликийского.
По имени этой церкви кладбище в 1877-м году сменило название на Никольское. До революции кладбище было одним из наиболее дорогих и престижных в Петербурге.
В 1927-м году кладбище было закрыто. Часть захоронений было перенесено на Литераторские мостки и в Некрополь мастеров искусств. Трест "Похоронное дело" активно занимался ликвидацией "бесхоза", уничтожая памятники с целью "добычи" ценного полированного камня. Делались попытки превратить Никольскую церковь в крематорий - в 1934-м году здесь проходили испытания печи для сжигания трупов (к счастью, неудачные). В 70-е годы был разработан проект реконструкции кладбища, а в 1985-м году внось была освящена Никольская церковь. И хотя кладбище понесло тяжелые утраты, оно по прежнему весьма интересно, а потому я предлагаю совершить по нему небольшую прогулку.
Всю северную часть кладбища занимают захоронения монахов лавры:
Кенотаф, посвященный митрополиту Вениамину, расстрелянному в 1922-м году:
Одним из первых встречает на кладбище надгробие архитектора В. А. Кенеля (его наиболее известной работой является здание цирка Чинизелли). Автор бюста - скульптор Н. А. Лаверецкий:
Могила известного журналиста и издателя А. С. Суворина:
Автор бюста - скульптор Л. А. Бернштам:
В этом семейном захоронении похоронен П. А. Фрезе - один из создателей первого русского автомобиля:
Еще один знаменитый промышленник и инженер - П. М. Обухов, создатель знаменитого Обуховского завода (ныне завод "Большевик"):
Надгробие адмирала Г. И. Бутакова:
Выглядит оно несколько странно и несоразмерно, поскольку обелиск в центре - всего лишь постамент, который должен был венчать бюст адмирала (ныне он хранится в Музее городской скульптуры):
Бутаков вошел в историю как победитель первого в мире сражения двух паровых судов - командуя пароходом "Владимир" он захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".
В дальнейшем он активно занимался разработкой тактики парового флота.
Рядом могила его брата - вице-адмирала И. И. Бутакова:
Неподалеку похоронен еще один адмирал, морской министр А. А, Бирилев:
Еще один морской министр - адмирал И. К. Григорович, человек и пароход (фрегат проекта 11356 "Адмирал Григорович" вошел в августе 2015-го года в состав ЧФ).
А здесь похоронены сразу три адмирала, носящих одну фамилию - Епанчин:
Адмирал Ф. А. Гирс командовал Практической эскадрой Балтийского флота:
Еще один моряк, носивший фамилию Гирс - лейтенант А. В. Гирс, командовавший башней на "Орле":
"Во время боя Гирс командовал правой носовой шестидюймовой башней. Он был отличный специалист, однако и ему не пришло в голову израсходовать сначала запасные патроны. Когда им был получен приказ явиться в боевую рубку, неприятельские корабли резали курс нашей эскадры и били по ней продольным огнем. Правая носовая башня отвечала неприятелю с наибольшей напряженностью. Но лейтенант Гире вынужден был передать командование унтер-офицеру, а сам, соскочив на платформу, быстро приблизился к двери, высокий, статный, с русыми бачками на энергичном лице. В тот момент, когда он начал открывать тяжелую броневую дверь, раздался взрыв запасных патронов. Здесь повторилось то же самое, что немного раньше произошло в соседней башне. Лейтенант Гирс, опаленный, без фуражки, с трудом открыл дверь и выскочил из башни, оставив в ней ползающих и стонущих людей. Случайно встретились ему носильщики. Он послал их на помощь к пострадавшим, а сам, вместо того, чтобы спуститься в операционный пункт, решил выполнять боевой приказ. Но когда он начал подниматься по шторм-трапу на мостик, под ногами от разрыва снарядов загорелся пластырь, и вторично лейтенант Гире был весь охвачен пламенем. Добравшись до боевой рубки, он остановился в ее проходе, вытянулся и, держа обгорелые руки по швам, четко, как на параде, произнес:
На этом кладбище хоронили не только моряков, но и первых русских летчиков.
Капитан Л. М. Мациевич - первый в России пилот, погибший в авиакатастрофе:
Автор этого памятника - выдающийся архитектор И. А. Фомин:
Еще один известный русский пилот (а также спортсмен-велосипедист) - С. И. Уточкин:
Судьба его была, пожалуй, трагичнее, чем у Мациевича. После травм, полученных в одной из авиакатастроф, он больше не смог летать. К тому же во время лечения он пристрастился к наркотикам и скончался в психиатрической больнице.
Г. В. Алехнович был летчиком-испытателем у Сикорского, испытывал "Русский Витязь" и "Илью Муромца". На "Муромце" он летал и во время Первой Мировой, заработав Георгиевский крест, а после революции перешел на сторону большевиков и погиб в 1918-м году в авиакатастрофе:
В. М. Абрамович был шеф-пилотом компании "Райт" в Германии (одна из аллей бывшего аэропорта Йоханнисталь носит в наши дни его имя).
Погиб он в авиакатастрофе, когда в качестве инструктора обучал первую русскую авиатриссу княгиню Шаховскую (она в катастрофе не пострадала).
От моря и неба перейдем к земле. Генерал Р. И. Кондратенко командовал сухопутной обороной Порт-Артура и погиб незадолго до его сдачи:
Изначальная могила была разрушена в 20-е годы, а этот памятник был поставлен в 1945-м году, когда Сталин "поквитался" с Японией за 1905-й год.
Забавная деталь: ультиматум командованию Квантунской армии вручал полковник Артеменко - внук Кондратенко.
Н. П. Линевич также участвовал в Русско-Японской войне (а до этого командовал русскими войсками при подавлении восстания Ихэтуаней в Китае), но прославился на ней гораздо меньше.
Вернемся к "штатским" захоронениям. Самое красивое из них - склеп-часовня над могилой певицы Анастасии Вяльцевой:
Это, впрочем, неудивительно, так как проектировал его выдающийся архитектор Л. А. Ильин, который в 20-30е годы станет главным архитектором Ленинграда.
Могила поэтессы серебряного века Мирры Лохвицкой, когда-то весьма популярной, ныне - почти забытой.
Памятник современный и поставлен на средства ее внука:
Скульптор М. О. Микешин - автор памятников "Тысячелетие Руси" в Новгороде, Екатерине II в Питере, Богдану Хмельницкому в Киеве.
А. И. Воейков - основоположник русской климатологии:
Редактор-издатель "Петербургской газеты" С. Н. Худеков. Газета эта известна тем, что в 1885-87 годах в ней под псевдонимом А. Чехонте публиковались рассказы Чехова.
М. П. Корф - один из лицеистов первого пушкинского выпуска:
Э. А. Ганнекен - управляющий питерскими водопроводами:
М. М. Ковалевский - историк, социолог, академик, депутат I-й государственной думы:
А. П. Саломон сперва был начальником Главного тюремного управления, а затем - Александровского лицея.
Литературовед, академик Н. А. Котляревский:
Инициатор создания Императорского Православного Палестинского Общества В. Н. Хитрово:
Отец Александр Рождественский - основатель общества трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала:
Местночтимый святой Матвей Татомир:
Титул на этом памятнике, "почетный опекун" меня несколько озадачил. Интересно, кого или что он опекал?
Автор бюста на этом памятнике - скульптор И. Н. Шредер (автор памятника Крузенштерну):
Заброшенные склепы когда-то, вероятно, выглядели весьма представительно:
Теперь посмотрим захоронения советской эпохи. Один из самых выразительных памятников на кладбище - могила профессора Археологического института А. Е. Преснякова:
Его автор - один из лучших советских скульпторов М. Г. Манизер.
Это надгробие напоминает о том, что медицина хоть и мирная профессия, но тоже сопряжена с риском:
А. П. Николаев при царе дослужился до звания генерал-майора, был награжден многими боевыми наградами, включая Георгия 4-й степени. После революции он перешел на сторону большевиков и в 1919-м году попал в плен к белым под Ямбургом. "Офицеры наши перед казнью допрашивали генерала царского времени Николаева, взятого нашими в плен при схватке с большевиками. Генерал Николаев сказал: «Вы все — преступники, вы идете на Русь с самозванными генералами, а мы, как военные, подчинены правительству; законно или незаконно оно — не наше солдатское дело». Офицеры, судившие Николаева, заколебались, и, если бы не страх перед солдатами, которые запротестовали бы против помилования генерала-большевика, когда к солдатам-большевикам беспощадны, его помиловали бы. Пришлось вынести ему смертный приговор". Николаева планировали похоронить на Марсовом поле, но его семья предпочла Никольское кладбище:
Еще пара захоронений военных:
С. В. Азанчевский - заслуженный артист РСФСР:
Очень трогательно выглядит это захоронение:
Теперь посмотрим современные захоронения кладбища. Вся его восточная часть превращена в некрополь кавалеров ордена Александра Невского.
Многие из них имеют и звание Героя Советского союза.
Дважды Герой Советского союза В. И. Раков - один из самых известных советских морских летчиков. Первую звезду он получил за Финскую войну, вторую - за потопление корабля ПВО "Ниобе" (который был принят нашими летчиками за финский броненосец береговой обороны "Вяйнемейнен":
М. И. Суханов также участвовал в потоплении "Ниобе", но в качестве не пилота, а штурмана Пе-2
В. Н. Харитонов - летчик-истребитель, на его счету 15 сбитых лично и 11 в группе:
Еще один летчик-истребитель П. Н. Бойков. На его счету 18 сбитых лично и 9 в группе. В одном из воздушных боев у него был поврежден глаз и медкомиссия признала его негодным к летной работе, но он смог таки вернуться в небо и сбил после этого 8 самолетов.
Еще один истребитель - В. Н. Кубарев (18 сбитых, а свой первый мессершмитт он сбил на И-15-бис)
С. М. Федяков - летчик-штурмовик:
В. И. Полинский служил в пехоте:
И. Ф. Клочков - в артиллерии:
А контр-адмирал И. Р. Дубяга получил Звезду героя уже после Великой Отечественной войны, в 1964-м году за командование переходом подводной лодки "К-115" с Тихоокеанского на Северный флот подо льдом Арктики.
Первый мэр Петербурга Анатолий Собчак:
Депутат Галина Старовойтова:
Историк Лев Гумилев:
Вячеслав Платонов - выдающийся волейбольный тренер (в 2001-м году его признали лучшим волейбольным тренером прошлого столетия):
Танцовщик и балетмейстер Аскольд Макаров:
Известный хирург Федор Углов:
"Типа историк" Игорь Бунич:
Роскошное надгробие Д. Н. Филиппова. Начинал он как комсомольский деятель, в 1990-93 годах возглавлял питерскую налоговую инспекцию, затем ушел в частный бизнес и возглавлял совет директоров известного банка "Менатеп". Особо доставляет эпитафия: "Великий гражданин за отчизну убиенный, память о тебе и делах твоих навсегда сохранится в благодарных сердцах народа России".
Генерал-майор Малофеев, погибший при штурме Грозного во Второй Чеченской войне
Среди прочего мы увидим:
- Палевский жилмассив - жилмассив на улице Ткачей - школу на улице Ткачей - ДК Крупской - профилакторий «Текстильщица» - школу – «самолет» - памятник Ленину у Невского завода.
Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/838239.htm
Journal information