
Бывший купеческий дом - он же контора завода:

На первом этаже располагались конторские помещения, на втором - жилые:




Сейчас здесь организована небольшая музейная экспозиция:

Минеральная соль:




Соль таскали в мешках на голове. Она, естественно, просыпалась из мешков. Отсюда и появилась поговорка - "Пермяк - соленые уши". Таскали соль и мужчины и женщины. Женщины таскали, естественно, поменьше:



Однако, самая интересная часть музея - деревянные солеваренные постройки. Некоторые из них сохранились еще с 19-го века.

Процесс добычи начинался с рассолоподъемных башен. Александровская башня построена в 1904-м году:

Башни ставились над скважиной (их бурили на глубину от 170 до 215 метров):

До революции трубы делались только из дерева (считалось, что от использования железных труб соль будет горчить). В советское время стали использоваться и металлические трубы. Еще одно усовершенствование - в советское время паровой двигатель, от которого работал насос, выкачивающий рассол, заменили на электродвигатель.





Еще несколько фотографий башен (их было больше десятка, но осталось только три):





Из башен рассол по деревянным трубам поступал в лари, где отстаивался некоторое время:


Обычно строилось два соляных ларя на одну варницу.


Брусья на внешней стороне варницы играют роль контрфорсов (рассол создавал сильное давление на стенки ларя).




Деревянные трубопроводы:



Эта, Ивановская варница, также как и соседняя Георгиевская, построены аж в 1882-м году!

Заходим внутрь:

Фрагмент старой клепаной чрены (сковороды для выпаривания соли):

Печь:


Строительство печи было заметным усовершенствованием, поскольку изначально варницы топили по черному - огонь разводили прямо под чреной.


А вот и сама чрена (постепенно клепаные чрены заменили на сварные):



Рельсовый путь проложили в 1907-м году, что тоже было заметным усовершенствованием (до этого соль таскали на спине):


Остатки еще одной чрены (в те времена мальчишки должны были бегать по нагревающейся сковороде и залепливать дыры в ней пережеванным тестом).

Выпаренная соль откидывалась на полати над чреной, где досыхала:

Дерево просолилось и свисает бахромой:

Другие варницы:




Навесы для дров (для выпаривания соли их требовалось много):


Готовую соль складывали в мешки и тащили в амбар. Здесь соль накапливалась до весны. В это время года барки во время разлива подходили прямо к амбару, соль грузили на них и везли на продажу. Важно было четко уложиться в сезон, иначе вывести соль было практически невозможно.


Амбар, увы, сохранился только один, да и то наполовину. В свое время какие-то мерзавцы попытались сжечь постройки (видимо этим сволочам очень хотелось прихватизировать землю под музеем). К счастью, просоленное дерево занялось плохо, и часть построек спасли.


Еще несколько построек:


Колодец:

А это печь, где для посетителей показывают процесс выпаривания соли в миниатюре:

И современное искусство (без него нынче никуда):



Journal information