babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Москва. Казанский вокзал.

Одно из самых интересных зданий Москвы - Казанский вокзал. Я уже давно собирался сделать о нем пост, но все ленился. Однако после того, как в последнюю поездку мне в руки попал альбом с роскошной подборкой материалов по этому вокзалу, я решил, что хватит лениться. Итак, Казанский вокзал:

Первый вокзал на этой дороге (тогда он именовался Рязанским) был построен в 1863-м году по проекту питерского архитектора Р. И. Кузьмина (именно он являлся автором снесенной Греческой церкви, на месте которой сейчас стоит БКЗ "Октябрьский"):

Постепенно вокзал устарел и 30 апреля 1911 года акционеры Общества Московско-Казанской железной дороги приняли решение о строительстве нового вокзала.

Был объявлен архитектурный конкурс под девизом "Ворота на Восток".

Вокзал должен был символизировать связь европейской России и Азии, сочетая разные стили.

Одним из самых заметных участников конкурса был Ф. О. Шехтель (автор Ярославского вокзала):


Однако победителем конкурса стал А. В. Щусев.

Не исключено, что в его победе был и элемент подковерной борьбы.

Дело в том, что большую роль в победе Щусева сыграл председатель правления железной дороги Н. К. фон Мекк. Его родственник был секретарем великой княгини Елизаветы Федоровны, для которой Щусев построил Покровский собор Марфо-Мариинской обители.

Щусев возглавил мастерскую, которая и стала вести проектирование и строительство.

Техническая мастерская постройки Казанского вокзала в Москве:


Фасад со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1912 г.:


Фасад со стороны Рязанского проезда и Рязанской улицы. Вариант. 1912 г.:


Перспектива. 1913:


Перспектива. Вариант. 1913:


Фасад со стороны Каланчевской площади. Вариант:


Перспектива со стороны Каланчевской площади. 1914:

Строительство здания началось в 1913-м году.

О том, как оно шло, мы можем судить по этим фотографиям:









Этапы строительства запечатлены не только в фотографиях, но и в рисунках и гравюрах:
А. В. Щусев. Строительство Казанского вокзала в Москве. 1919.:


Н.Я. Тамонькин. Строительство башни и теплого перрона. 1915:



Особенно интересной оказалась серия гравюр, выполненная В. Д. Фалилеевым в 1916-1917 годах:
"Теплый перрон". 1916:


"Башня". 1916:


"На лесах". 1916:


"Красная стена". 1917:


"Леса". 1917:


"Под сводами". 1917:

Строительство планировалось завершить к 1 сентября 1916 года.

Однако, планы нарушила Первая Мировая война.


Тем не менее, к зиме 1916/1917 года здание вокзала было подведено под крышу.


Из-за революции, Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи строительство резко затормозилось.


В результате, завершилось оно только в 1926 году.

При этом проект был реализован далеко не полностью. Не был построен дебаркадер:
Проект перекрытия платформ. 1914:

Не построили выходившие на Рязанский проезд башню прибытия и Царский дворик:
Фасад по Рязанскому проезду. Вариант. 1914:


Фасад по Рязанскому проезду. Вариант:


Фасад башни прибытия. 1914-1916:


Н. Я Тамонькин. Башня прибытия. Эскиз


Н. Я. Тамонькин. Башня прибытия. Деталь.


Вид на башню прибытия из Царского дворика. Эскиз. 1915-1916:


Фасад царского павильона. Вариант. Эскиз. 1915-1916


Перспектива Царского дворика. Вариант. 1915-1916:


Перспектива Царского дворика. Вариант. Эскиз. 1915-1916:


Восточную часть здания по первоначальному проекту должны были занять магазины:
Магазин Общества потребителей Московско-Казанской железной дороги:


Фасады и перспектива зданий по Каланчевской площади от котельной до магазинов:


Вместо них было построено здание ДК Железнодорожников:


Внутреннюю отделку вокзала завершили только после Великой Отечественной, в 1948-м году:
Е. Е. Лансере. Интерьер башни с панно "Ленин произносит речь". Эскиз. 1939:


Е. Е. Лансере. Панно "Ленин произносит речь". Эскиз. 1930-е:


Е. Е. Лансере. Панно "Победа". Эскиз. 1945:




Зал ожидания I и II класса. Разрез. 1914-1916:


Зал ожидания. Развертка стен. 1924:


Интерьер залов северного крыла:


Интерьер. Эскиз:


Пассажирский тоннель, лестницы и переходы. Эскизы. 1919:




Н. Я. Тамонькин. Развертка стены. 1950:





Главная доминанта комплекса - башня со шпилем, который венчает дракон Зилант - символ Казани.
А. В. Щусев. Перспектива главной башни. Вариант. 1913


А. В. Щусев. Перспектива главной башни, часовой башни и багажного зала. Вариант. 1913


А. В. Щусев. Фрагмент фасада главной башни:






Интересно, что никакой функциональной нагрузки она не несет.
А. В. Шусев. Башня с входом в зал ожидания. Разрез. 1922:


Даже часы находятся не на башне вокзала, а рядом с ней:

Интересно, что циферблат со знаками зодиака многие первоначально сочли моветоном.
А. В. Щусев. Часы со знаками зодиака.


Интересная особенность Казанского вокзала - теплый перрон, огромный зал, перпендикулярный платформам:
А. В. Щусев. Интерьер  теплого перрона. Предварительные эскизы:



А. В. Щусев. Интерьер  теплого перрона.


А. В. Щусев. Детали интерьера теплого перрона.


А. В. Щусев. Выполнил Н. Я. Тамонькин. Теплый перрон. Планы, разрезы, развертки стен. 1920:





К теплому перрону примыкает зал вокзального ресторана.
Интерьер ресторана. 1915.:
020 (5).jpg

Развертка свода ресторана. Эскиз:


Окно ресторана. Эскизы:


Е. Е. Лансере. Роспись центрального плафона ресторана. Эскиз. 1916:


Е. Е. Лансере. Росписи свода ресторана. Эскиз. 1932:


Н. Я. Тамонькин. Интерьер ресторана. 1949-1950:







Напоследок еще один нереализованный проект. В 1918-м году Щусев предлагал построить новый Центральный вокзал на месте Ленинградского и Ярославского вокзалов (свой собственный вокзал он при этом, разумеется, сохраняет):


P.S. В субботу, 18 июня состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").

Среди прочего мы увидим:
станцию "Цветочная площадка", с которой Ленин и правительство уехали в Москву - ДК "Ильича" - Московский райсовет -
жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Левинсона и Фомина

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/920651.html
Tags: Дореволюционная архитектура, История, Кузьмин Р. И., Москва и окрестности, Путевые заметки, Советская архитектура, Шехтель Ф. О., Щусев А. В.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments