Первый вокзал на этой дороге (тогда он именовался Рязанским) был построен в 1863-м году по проекту питерского архитектора Р. И. Кузьмина (именно он являлся автором снесенной Греческой церкви, на месте которой сейчас стоит БКЗ "Октябрьский"):
Постепенно вокзал устарел и 30 апреля 1911 года акционеры Общества Московско-Казанской железной дороги приняли решение о строительстве нового вокзала.
Был объявлен архитектурный конкурс под девизом "Ворота на Восток".
Вокзал должен был символизировать связь европейской России и Азии, сочетая разные стили.
Одним из самых заметных участников конкурса был Ф. О. Шехтель (автор Ярославского вокзала):
Однако победителем конкурса стал А. В. Щусев.
Не исключено, что в его победе был и элемент подковерной борьбы.
Дело в том, что большую роль в победе Щусева сыграл председатель правления железной дороги Н. К. фон Мекк. Его родственник был секретарем великой княгини Елизаветы Федоровны, для которой Щусев построил Покровский собор Марфо-Мариинской обители.
Щусев возглавил мастерскую, которая и стала вести проектирование и строительство.
Техническая мастерская постройки Казанского вокзала в Москве:
Фасад со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1912 г.:
Фасад со стороны Рязанского проезда и Рязанской улицы. Вариант. 1912 г.:
Перспектива. 1913:
Перспектива. Вариант. 1913:
Фасад со стороны Каланчевской площади. Вариант:
Перспектива со стороны Каланчевской площади. 1914:
Строительство здания началось в 1913-м году.
О том, как оно шло, мы можем судить по этим фотографиям:
Этапы строительства запечатлены не только в фотографиях, но и в рисунках и гравюрах:
А. В. Щусев. Строительство Казанского вокзала в Москве. 1919.:
Н.Я. Тамонькин. Строительство башни и теплого перрона. 1915:
Особенно интересной оказалась серия гравюр, выполненная В. Д. Фалилеевым в 1916-1917 годах:
"Теплый перрон". 1916:
"Башня". 1916:
"На лесах". 1916:
"Красная стена". 1917:
"Леса". 1917:
"Под сводами". 1917:
Строительство планировалось завершить к 1 сентября 1916 года.
Однако, планы нарушила Первая Мировая война.
Тем не менее, к зиме 1916/1917 года здание вокзала было подведено под крышу.
Из-за революции, Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи строительство резко затормозилось.
В результате, завершилось оно только в 1926 году.
При этом проект был реализован далеко не полностью. Не был построен дебаркадер:
Проект перекрытия платформ. 1914:
Не построили выходившие на Рязанский проезд башню прибытия и Царский дворик:
Фасад по Рязанскому проезду. Вариант. 1914:
Фасад по Рязанскому проезду. Вариант:
Фасад башни прибытия. 1914-1916:
Н. Я Тамонькин. Башня прибытия. Эскиз
Н. Я. Тамонькин. Башня прибытия. Деталь.
Вид на башню прибытия из Царского дворика. Эскиз. 1915-1916:
Фасад царского павильона. Вариант. Эскиз. 1915-1916
Перспектива Царского дворика. Вариант. 1915-1916:
Перспектива Царского дворика. Вариант. Эскиз. 1915-1916:
Восточную часть здания по первоначальному проекту должны были занять магазины:
Магазин Общества потребителей Московско-Казанской железной дороги:
Фасады и перспектива зданий по Каланчевской площади от котельной до магазинов:
Вместо них было построено здание ДК Железнодорожников:
Внутреннюю отделку вокзала завершили только после Великой Отечественной, в 1948-м году:
Е. Е. Лансере. Интерьер башни с панно "Ленин произносит речь". Эскиз. 1939:
Е. Е. Лансере. Панно "Ленин произносит речь". Эскиз. 1930-е:
Е. Е. Лансере. Панно "Победа". Эскиз. 1945:
Зал ожидания I и II класса. Разрез. 1914-1916:
Зал ожидания. Развертка стен. 1924:
Интерьер залов северного крыла:
Интерьер. Эскиз:
Пассажирский тоннель, лестницы и переходы. Эскизы. 1919:
Н. Я. Тамонькин. Развертка стены. 1950:
Главная доминанта комплекса - башня со шпилем, который венчает дракон Зилант - символ Казани.
А. В. Щусев. Перспектива главной башни. Вариант. 1913
А. В. Щусев. Перспектива главной башни, часовой башни и багажного зала. Вариант. 1913
А. В. Щусев. Фрагмент фасада главной башни:
Интересно, что никакой функциональной нагрузки она не несет.
А. В. Шусев. Башня с входом в зал ожидания. Разрез. 1922:
Даже часы находятся не на башне вокзала, а рядом с ней:
Интересно, что циферблат со знаками зодиака многие первоначально сочли моветоном.
А. В. Щусев. Часы со знаками зодиака.
Интересная особенность Казанского вокзала - теплый перрон, огромный зал, перпендикулярный платформам:
А. В. Щусев. Интерьер теплого перрона. Предварительные эскизы:
А. В. Щусев. Интерьер теплого перрона.
А. В. Щусев. Детали интерьера теплого перрона.
А. В. Щусев. Выполнил Н. Я. Тамонькин. Теплый перрон. Планы, разрезы, развертки стен. 1920:
К теплому перрону примыкает зал вокзального ресторана.
Интерьер ресторана. 1915.:
Развертка свода ресторана. Эскиз:
Окно ресторана. Эскизы:
Е. Е. Лансере. Росписи свода ресторана. Эскиз. 1932:
Н. Я. Тамонькин. Интерьер ресторана. 1949-1950:
Напоследок еще один нереализованный проект. В 1918-м году Щусев предлагал построить новый Центральный вокзал на месте Ленинградского и Ярославского вокзалов (свой собственный вокзал он при этом, разумеется, сохраняет):
P.S. В субботу, 18 июня состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:
станцию "Цветочная площадка", с которой Ленин и правительство уехали в Москву - ДК "Ильича" - Московский райсовет -
жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Левинсона и Фомина
Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/920651.html
жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Левинсона и Фомина
Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/920651.htm
Journal information