babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Хельсинки. Вокзал.

Долгое время я собирался сделать пост, посвященный железнодорожному вокзалу Хельсинки. Однако он все время стоял в лесах. И только в последнюю поездку я наконец отснял это замечательное здание.

Первый вокзал Гельсинфорса был построен в 1861-м году.


Однако, к началу прошлого столетия здание уже откровенно устарело и не справлялось с пассажиропотоками.


В результате, в 1903-м году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового вокзала.


Победителем конкурса стал Элиель Сааринен с проектом в стиле национального романтизма под девизом "Крылатое колесо, венчающее сферу":


В том же стиле быле выдержаны и другие премированные проекты:
Онне Тернквист (Тарьянне) . "П" - 2-я премия

Яльмар Оберг. "Гельсинфорс" - 3-я премия

Уско Нюстрём и Аларик Тавашерна. "Стефенсон" - 3 премия

Однако наибольшее влияние на результат оказал проект, который не был премирован.

Это был проект архитектора Сигурда Фростеруса под девизом "Эврика":

Фростерус был одним из лидеров рациональной ветви модерна (он, кстати, был учителем горячо мною любимого Алвара Аалто, о творчестве которого я уже неоднократно писал в своем блоге) и свой проект он оформил именно в духе рационального модерна.


Возмущенный тем, что его проект вообще не был отмечен жюри, он начал шумную кампанию в прессе с агитацией за рационализм в архитектуре.


Победивший в конкурсе Сааринен составил новый проект в 1904-м году.


Сложно сказать, повлияла ли на Сааринена агитация за рационализм, или он самостоятельно эволюционировал в эту сторону, но итоговый проект здания вокзала, несет безусловные черты сходства с отвергнутым жюри проектом Фростеруса:



Строительство здания началось в 1905-м году.


Тем не менее, параллельно со строительством Сааринен продолжал доработку проекта.


Несколько раз он выезжал за рубеж, где знакомился с новейшими достижениями в строительстве вокзалов.


Так что окончательный проект был завершен в 1910-м году.




Административный корпус вокзала был закончен в 1909-м году.

А само здание вокзала достроили в 1914-м.


Правда, из-за Первой Мировой войны оно первоначально использовалось как госпиталь и в качестве вокзала открылось только в 1919-м году.


Внешний образ вокзала строится на контрасте между строгими стенами вокзала и эффектными статуями гигантов, фланкирующих вход в вокзал.


Автор статуй - скульптор Эмиль Викстрем.




Интересно, что один из боковых фасадов украшает забавный гротескный аналог этих гигантов:





Также очень значима для образа здания и часовая башня, которую венчает купол и крылатое колесо - символ железных дорог:


Теперь посмотрим интерьеры вокзала:


















Так выглядел ресторан вскоре после открытия вокзала:

А так это же помещение выглядит сейчас (здесь теперь "Бургер Кинг"):



P.S. 20 августа, в субботу состоится экскурсия "Вокруг пяти углов."
"Пять углов" - один из самых знаменитых топонимов нашего города. Эти места сыграли важную роль в истории русской культуры и здесь располагаются многочисленные памятники архитектуры конца 19 - первой половины 20-го столетия.
Мы увидим такие достопримечательности, как
Дом Толстого - Дом-коммуна "Слеза социализма" - Дом Бубыря - Дом Бажанова - Дом Барановского - Дом и типографию Березина - Дом театральных работников - Троицкий театр миниатюр - Дом Никонова - Кузнечный рынок -Особняк и завод К. Зигеля

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/935218.html
Tags: Зарубежная архитектура, Путевые заметки, Сааринен Э., Финляндия, Фростерус С., Хельсинки
Subscribe
promo babs71 14:46, sunday 6
Buy for 100 tokens
1 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Богословское кладбище". Богословское кладбище находится на окраине Петербурга. Хотя оно ведет свою историю с 1844-го года, дореволюционные захоронения на нем не сохранились. Тем больший интерес представляют захоронения советских и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments