Строительство училищных домов в дореволюционном Петербурге практически всегда помимо утилитарной функции развития народного образования несло и функцию мемориальную. Большинство училищных домов носили чье-то имя, а строительство их приурочивалось к юбилеям.
Мысль об открытии училищного дома имени Пушкина возникла в канун 100-летия со дня рождения поэта. При этом предполагалось выкупить дом Волконских на Мойке, 12, где была последняя квартира Пушкина и переоборудовать его под школу. Выкупить дом не удалось, поэтому решили прибегнуть к запасному варианту, постройке специального здания на принадлежащем городу участке.
Строительству поспособствовало выделение серьезнгых ассигнований на строительство городских училищ. Так, в 1902-м году было выделено 750 тысяч рублей из поступлений от нового облигационного займа, а в 1903-м году, к 200-летнему юбилею Петербурга была принята масштабная программа строительства: предполагалось построить на общую сумму 6 миллионов рублей 22 училищных дома рассчитанных на 25 тысяч учащихся. Училищный дом имени Пушкина должен был стать головным объектом программы.
Комиссия по народному образованию определила состав помещений здания и организовала заказной конкурс с участием четырех архитекторов. Проекты были представлены в конце февраля на рассмотрение экспертов, в роли которых выступали архитекторы И. С. Китнер, А. Р. Гешвенд и Н. Ф. Беккер.
В наши дни по публикации в журнале "Зодчий" известно два проекта. Вот один из них, разработанный Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гриммом:
В сентябре 1903-го года Яковлев представил вариант, откорректированный в соответствии с указаниями экспертов и членов Комиссии по народному образованию:
Этот вариант был утвержден Городской думой 10 мая 1904 года, но из-за бюрократических проволочек строить начали только в 1905-м году.
Однако и этот вариант проекта оказался не последним. В ходе строительства Яковлев изменил как планировку, так и фасад здания.
Для увеличения кубатуры, крылья здания нарастили с двух до четырех этажей. В результате, здание приобрело необычный вид, куда более характерный для конструктивизма:высокие боковые крылья и низкий центр.
Эффект еще более подчеркивают фронтоны, сдинутые к краям крыльев.
В декоре Яковлев отказался от первоначальной идеи использовать сочетание штукатурки с кирпичом. Вместо этого используется контраст гладкой штукатурки и штукатурки "под шубу".
В декоре одновременно появились элементы из двух, казалось бы, слабо сочетающихся стилей - готики и классицизма.
Основной объем работ был выполнен в 1906-м году, и после завершения внутренней отделки занятия начались с 1 сентября 1907-го года
Journal information