babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Версаль. Парк.

Продолжим нашу прогулку по Версалю. Сам дворец я уже показывал, так что теперь настала очередь дворцового парка. Однако начнем мы свою прогулку с садового фасада дворца.


Надо заметить, что одна из особенностей королевского дворца в Версале - разительное несходство парадного и садового фасадов. Видя изображения этих фасадов человек, не видевший здание целиком, вряд ли догадается, что это один и тот же дворец (впрочем, то же самое можно сказать и о Лувре). И если парадный фасад оформлен в стиле барокко, фасад садовый являет собой отличный пример классицизма.












Как и у нас в Петергофе, дворец стоит на террасе, которая спускается к парку. Но если Петр I смог воспользоваться естественным уступом местности, для Людовика XIV холм сделали насыпным. Правда за счет этого есть и разница в рельефе - в Петергофе резкий обрыв и далее местность горизонтальная, в Версале идет достаточно плавный спуск до самого конца парка. В этом есть свои плюсы (панорамы в Версале эффектнее), так и минусы (ничего подобного по эффектам Большому каскаду в Версале нет).
Верхняя терраса парка на уровне самого дворца:





Еще одно заметное отличие Петергофа от Версаля: в Петергофе фонтаны работают весь день (благо, Петр удачно выбрал местность и вода течет самотеком), а в Версале ее включают только пару раз в день примерно на час (поскольку воду качают насосами). Поэтому сперва мы как раз попали в нерабочее время и только потом осмотрели работающие фонтаны.
Пара "охотничьих" фонтанов. На одном зверей терзают собаки:






на другом - львы:




IMG_5863.JPG

В центре, перед дворцом два больших бассейна, которые украшают статуи - аллегории рек Франции:















Слева от дворца - низкий партер оранжереи:


Обратите внимание на крохотную скульптуру вдали:

Как я понимаю, это статуя Курция (подойти к ней я так и не успел). Это очень характерный прием Андре Ленотра - местность сперва понижается до водной преграды, а затем снова повышается и линию симметрии подчеркивает статуя вдали. В наиболее чистом виде этот прием он реализовал в парке усадьбы Во ле Виконт (о ней я расскажу позднее).


Спускаемся вниз:








На следующем уступе главная доминанта - Бассейн Латоны:

Сюжет мифа, которому посвящен фонтан, следующий: жители Ликии не дали напиться богине Латоне с детьми, за что боги превратили их в лягушек. Именно момент превращения и изображен в фонтане:




Людовик XIV-й явно примерял этот миф на себя (Латона - Анна Австрийская, ликийцы - восставшие парижане), но лично на меня фонтан произвел впечатление скорее жутковатое. Надо быть весьма злопамятным человеком, чтобы ставить такой фонтан в центре своего парка.


А так он выглядит с включенной водой.



Фонтан Латоны поддерживают еще пара фонтанов поменьше на тот же сюжет:





Вернемся обратно на верхнюю террасу.



Если слева находится резкий "обрыв" Оранжерей, то справа начинается пологий спуск:















Он приводит нас к бассейну Нептуна:













Еще одно отличие Версаля от тех парков, что есть у нас в России - крайне жесткая структура. Растительность представляет собой настоящие стены, каждый фонтан расположен в своем боскете, а потому и воспринимается совершенно отдельно от всего остального, с окружением практически не взаимодействуя.








Боскет с каскадом фонтанов. Без воды:


и с водой:





Забавный общественный туалет в стиле "деревянной классики":







Самое сильное впечатление на меня произвел фонтан "Энцелад":


Он изображает умирающего титана Энцелада, на которого сбросили гигантскую скалу:



Фонтан великолепен, но честно говоря, страшен. На мой взгляд, надо быть довольно мерзким человеком, чтобы пожелать поставить такой фонтан у себя в саду (сразу вспоминается Чингисхан с его указом: "Так как я истребил тангутов до потомков их потомков и даже до последнего раба и разорил дотла, то пусть напоминают мне о таком поголовном истреблении за каждым обедом, произнося слова: “Разорил дотла!”)












А вот и фонтан Колесница Аполлона (символизирующий, естественно, самого короля):





Он замыкает главную ось парка, идущую от дворца:

Позади него поставили какую-ту непонятную хрень (причем из нее вода лилась постоянно):

И еще несколько фонтанов:









Великолепный фонтан Купальня Аполлона:

В центре моется сам Аполлон:


А по бокам купают его коней:





Минерва:



















Кронос:




Танцующимй фонтан:























Милон Кротонский стоит в весьма странной позе:





Забавные амуры - кавалеристы верхом на сфинксах:





Tags: Зарубежная архитектура, Франция
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment