babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Пушкин. Ансамбль Привокзальной площади. 1948-1961

Одним из наиболее выдающихся произведений послевоенной сталинской неоклассики является ансамбль Привокзальной площади в Пушкине.

Первый вокзал Царского села, построенный в 1836-37 годах по проекту Г. Фоссати, был деревянным зданием в стиле английской готики:

Простоял он недолго, и его сменил новый вокзал, построенный в 1849-1852 годах по проекту К. Тона.


Этот вокзал находился уже на том самом месте, где находится и современная станция.


В 1902-1904 годах был построен третий вокзал по проекту С. А. Бржозовского и С. И. Минаша (они же являлись авторами Витебского вокзала в Петербурге)



В годы войны здание вокзала практически целиком было разрушено.


Новый вокзал был построен в 1948-1950 годах.


Его авторами стали архитекторы Е. А. Левинсон и А. А. Грушке.

Вокзал рассматривался как своеобразный памятник к 150-летию со дня рождения "нашего всего", а потому был чрезвычайно богато оформлен.

Главное здание с боков декорировано медальонами с портретами выдающихся современников Пушкина (подбор персон, впрочем, несколько странный):


Автор скульптурного декора - скульптор М. Г. Манизер.


Вспомогательные павильоны по сторонам вокзала:





Соединяют павильоны аркады из пудостского камня (учитывая, что он довольно активно используется в сооружениях, расположенных в парках Пушкина, решение очень удачное):













Платформы:











Теперь заглянем в вокзал. Самое впечатляющее помещение - двусветный кассовый зал:











Зал ожидания:



В качестве декора потолков используются изображения сооружений парков города:

"Большой каскад":

Камеронова галерея:

Чесменская колонна:

Ворота "Любезным моим сослуживцам" и Орловские ворота:








Надпись чуть привирает (вокзал открыли 16 мая 1950-го года, а 150 лет Пушкину было в 1949-м):







В другом крыле находится ресторан:

К сожалению, при современном ремонте в интерьеры воткнули красно-черную плитку, которая совершенно не вписывается в общий вид (и куда только смотрит КГИОП).

Тем не менее, и этот зал смотрится очень стильно:















Один из коридоров вокзала:


Холл лестницы, ведущей в подземный переход к платформам:


Однако вокзал составляет только одну сторону площади. Другую составляют четыре жилих дома, создающих классическую трехлучевую композицию:





Дома эти заканчивали строить уже в 1961-м году, но к счастью достроили в соответствующем проекту виде.















А здесь уже в декор явно внесли изменения после 1957-го года, так как изображен здесь спутник:

















У одного из домов дворовый фасад оштукатурен:

А здесь на отделку уже пожадничали:





Интересно, что здесь классический портик:

А здесь упрощенный пилонный вариант:








Tags: Бржозовский С. А., Грушке А. А., Дореволюционная архитектура, Левинсон Е. А., Манизер, Минаш С. И., Петербург, Советская архитектура, Тон К. А., Фоссати Г., Царское село
Subscribe
promo babs71 may 19, 14:46 19
Buy for 100 tokens
15 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Преображенские кладбища". Преображенское кладбище возникло в 1872-м году, когда городские власти стремились вынести за пределы города кладбища, опасаясь распространения "трупного яда". В этой связи было организовано большое…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments