Дед

Петербург. "Предприниматели и меценаты в России" в Мраморном дворце.

Вновь вернемся к рассказу о выставках в Петербурге и "прогуляемся" сегодня по выставке "Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков", открывшейся в Мраморном дворце. К глубокому сожалению, Русский музей продолжает свою идиотскую политику брать отдельные деньги за каждую выставку. Результатом подобного в первую очередь является падение посещаемости: мы были на ней в воскресенье днем, однако помимо нас людей почти не было. Так что фактически Русский музей тупо портит свою репутацию за копейки. Тем не менее, сама выставка оказалась довольно любопытной.
Начинается выставка с очень любопытных портретов трех поколений из династии купцов Кусовых, наглядно иллюстрирующих эволюцию богатого купечества России. Вот портрет основателя династии Василия Григорьевича Кусова, написанный в 1772-м году. На нем вполне типичный русский купец:

Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
Дед

Позиционная война как источник перехода к "военной демократии".

Недавно мне в голову пришла интересная мысль, связанная с современными событиями. И хоть по возрасту я слишком стар, чтобы быть экспертом (как известно, для того, чтобы быть настоящим интернет-экспертом, необходимо учиться в школе), этой мыслью я решил поделиться с читателями моего блога.
Вплоть до начала СВО предполагалось, что военное дело постепенно развивается к дистанционным ударам в сочетании с действиями малочисленных групп хорошо подготовленных и оснащенных спецназовцев, которые в перспективе (развитие средств защиты и экзоскелетов) превратились бы в своеобразных «неорыцарей». Однако новая война внезапно превратилась в эквивалент Первой Мировой с ее позиционными боями. И это изменение характера войны, на мой взгляд, влечет за собой важные социальные изменения во всем мире.
Все дело в том, что современная экономика постепенно превращает основную часть населения развитых стран в обузу. В самом деле, даже если не учитывать глобализацию, развитие современных технологий ведет к уменьшению численности «синих воротничков», а поглотить всех высвободившихся работников в сфере услуг нереально. В результате получалась ситуация, когда в стране есть сравнительно небольшая часть занятой делом элиты, некоторое количество ее обслуги и огромная толпа лишних людей. Подобное развитие общества естественным путем приводит к загниванию массового образования, а также демократии, что в перспективе может привести к возвращению к ситуации Ancien Régime, когда существовало жесткое разделение между классами буквально на физическом уровне. Ведь в средние века средний рыцарь реально настолько отличался от среднего крестьянина по интеллекту и физическим данным, а значит ни о каком равенстве между ними нечего было и говорить. Перспектива «нового средневековья», на мой взгляд, не слишком приятна.
Однако выявившиеся изменения в военном деле как раз противостоят наступлению нового средневековья. В самом деле, позиционные бои требуют массовой пехоты, причем хорошо подготовленной, инициативной и мотивированной, поскольку в таких боях крайне важны действия именно малых подразделений и отдельных солдат. И вроде бы «лишние» люди внезапно превращаются в важный государственный ресурс, обеспечивающий защиту интересов государства (что особо важно в нынешней ситуации постепенного распада глобализации). Следовательно, необходимо давать им достаточно хорошее образование, учитывать их мнение в области общественных проблем и т.п.
Однако стоит отметить еще один важный момент. Подобное увеличение значимости гражданина именно в качестве потенциального солдата не может не привести к определенному перераспределению привилегий и значимости в пользу тех общественных слоев, которые будут давать наибольшее число военнослужащих. А это в первую очередь окажутся наиболее традиционалистские слои населения. В этом смысле у нас в России следует ожидать значительное возрастание роли национальных окраин.
Дед

Москва. "Еврейский авангард" в Еврейском музее.

Вновь вернусь к рассказу о поездке в Москву на майские праздники. Последней выставкой, которую я посетил в той поездке, стал "Еврейский авангард". Шагал, Альтман, Штеренберг и другие"  в Еврейском музее. С учетом того, что интересные художественные выставки музей проводят достаточно часто, я там во время визитов в Москву бываю довольно регулярно (в предыдущий раз я был там на выставке "Мир как беспредметность"). В этот раз выставка оказалась хоть и не слишком большой по числу работ, но весьма и весьма интересной. А поскольку она уже завершилась, тем кто не успел на нее, предлагаю прогуляться по ней виртуально.
Хотя творчество большинства еврейских художников авангарда вполне интернационально (за исключением Шагала, разумеется), выросли они в еврейской народной культуре, да к тому же и начинало большинство из них именно как еврейские художники с работами на еврейскую тему. А потому выставка начинается с народного еврейского искусства.
Великолепное навершие Арон кодеша (шкафа для хранения в синагоге свитков торы):

Collapse )
Дед

Стамбул. От мечети Синана-паши до мечети Кылыч Али-паши.

Продолжу свои рассказы о Стамбуле. Сегодня мы перенесемся на "историческую окраину" города, на другую сторону Золотого рога и совершим прогулку параллельно берегу Босфора. Начнем мы ее от мечети Синана-паши (она расположена примерно напротив Морского музея, о котором я уже рассказывал).:

Collapse )
Дед

Петербург. Петров-Водкин в галерее "Петербург".

Галерея "Петербург", расположенная на Невском проспекте в одноименном антикварном магазине, совсем недавно радовала нас выставкой Николая Акимова, сейчас же организовала еще одну чрезвычайно интересную выставку, на которой представлена книжная графика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (причем работы весьма малоизвестные). Что любопытно, если прошлые выставки в галерее были сборными из частных коллекций, то теперь все представленные работы происходят из государственного музея. Как оказалось, Пушкинский дом в свое время приобрел в антикварном магазине папку с работами Петрова-Водкина. Вероятно, музейщики и сами могли бы сделать выставку, но почему-то они вдруг ощутили себя котиками, у которых лапки, поэтому и оформление самих работ, и их экспонирование перепоручили галерее.
Сама выставка посвящена двум книгам. Одна из этих книг - "Аойя" Эту детскую повесть в стиле Жюля Верна Петров-Водкин написал незадолго до Первой Мировой войны. Книга была опубликована в 1914-м году, но особого резонанса не имела. А в 1922-м году Петров-Водкин хотел переиздать книгу и подготовил к ней новые иллюстрации, однако переиздание так и не случилось.
Вот иллюстрации к изданию 1914-го года:

Collapse )
Дед

Москва. Третьяковская галерея.

Вновь вернусь к рассказу о поездке в Москву. С выставки Ульянова в Инженерном корпусе мы с женой перешли в главное здание Третьяковской галереи. Целей этого посещения в основном было две. Одна из них - "закрыть гештальт" и наконец посетить храм Святителя Николая в Толмачах (всякий раз, когда я до этого оказывался в главном здании Третьяковки, он был закрыт), вторая (и главная) - посетить выставку графики Серебряного века. С церкви мы и начали свою прогулку.

Collapse )
Дед

Стамбул. Мечеть Сулеймание.

Продолжим наши прогулки по Стамбулу и посмотрим сегодня мечеть Сулеймание. Этот храм был построен в правление величайшего из султанов Османской империи, Сулеймана Великолепного, в момент ее наивысшего расцвета. Именно Сулеймание является главной доминантой в панораме исторической части Стамбула, если смотреть на город через Золотой рог. Вплоть до 2019-го года мечеть являлась самой крупной мечетью Стамбула, и по размеру ее превзошла только современная мечеть Чамлыджа, построенная "султаном" Эрдоганом.
Сама мечеть стоит в центре большого комплекса, а вокруг нее расположены медресе, бани, библиотека, больница и обсерватория. Поэтому идя к мечети проходишь мимо многочисленных куполов:

Collapse )
Дед

Петербург. "Наше фсе" в Строгановском дворце.

В  прошлые выходные я посетил в Строгановском дворце выставку под пафосным названием "Он одолел пространство и время". Посвящена она, разумеется Эйнштейну Гагарину Пушкину. Название получилось странноватое (фраза хоть и принадлежит Ахматовой, но вне контекста ее статьи она, пожалуй, звучит слишком пафосно), а вот выставка, посвященная "нашему всему", весьма интересная (тем более, что под нее заняли практически весь Строгановский дворец целиком).
Открывает ее аникушинский Пушкин:

Collapse )
Дед

Петербург. "Мюнгхаузен", "Ars vivendi" и "Наслаждение фарфором" в Эрмитаже.

Последнее мое посещение временных выставок в Михайловском замке продемонстрировало две истины, очевидные для всех (кроме руководства Русского музея): "Жадность - это скверно", и лень - тоже. А вот как правильно делать выставки отлично продемонстрировал Эрмитаж, который я с семейством и друзьями посетил на День России.
В начале мы направились на выставку "Приключения барона Мюнхгаузена в России", расположенную в манеже Малого Эрмитажа.

Collapse )
Выставка "Мюнгхаузен в России" оказалась очень симпатичной, однако куда большее впечатление на меня произвела выставка "Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века". Открывшаяся в Николаевском зале, главной выставочной площадке Эрмитажа, выставка впечатляет как своими экспонатами, так и великолепным оформлением (пожалуй, это одна из самых красиво оформленных выставок, которые я видел за последние годы).
Collapse )
Приятным дополнением к этим двум выставкам стала экспозиция "Наслаждение фарфором: белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX – начала ХХ века" (как обычно, она расположилась в западине Восточной галереи). Представлены на ней вещи с Императорского фарфорового завода, оставленные нерасписанными. Правда, основная часть этих работ относится ко второй половине XIX века (ИМХО, не самому плодотворному периоду в русском искусстве вообще и в области фарфора в частности), но некоторые работы мне все же были интересны.
Очень необычный экран с изображением Николая I с семейством:

Collapse )
Дед

Москва. Николай Ульянов в Третьяковской галерее.

И вновь вернемся к рассказу о поездке в Москву. На следующий день мы начали свое путешествие с Инженерного корпуса Третьяковской галереи, в которой открылась выставка "Николай Ульянов. Искусство без манифеста".
Ульянов начинал свою творческую карьеру как ученик В. А. Серова и К. А. Коровина. Соответственно его ранние работы представляют собой вариации на тему импрессионизма:

Collapse )